Покхара — Катманду: 11 часов в автобусе забитый людьми аэропорт и бесконечный паспортный контроль

…И снова я в Индии, в огромном и душном Дели, валяюсь в номере отеля, жду утреннего рейса в Ришикеш. Позади большое и долгое путешествие из Покхары в Катманду, которое на сей раз заняло аж 11 часов (!) И это при расстоянии всего 210 километров, получается средняя крейсерская скорость автобуса около 19-20 км/час. Теперь можете себе представить состояние дорог и их загруженность… Вчера мы так резво выехали в 7 утра из Покхары, что у меня появилась надежда провести в автобусе хотя бы не более 8 часов. Но…после первой четверти пути на очередных колдобинах что-то сломалось,  мы битый час простояли у шиномонтаж, судя по всему пробило колесо, запаски либо не было, либо водитель решил отремонтировать пробитое. Потом дорога превратилась в одну сплошную стройку, загруженную какими-то безразмерными фурами, бензовозами, самосвалами и прочей «тяжёлой артиллерией».

На первой остановке я на радостях выпил кружку капучино лелея призрачную надежду приехать в Катманду хотя бы не вечером. Но все оказалось совсем иначе, более того, мы после этого лишь единожды остановились на перекус, но по непонятной причине водила выбрал какую-то совсем уж грязную локальную забегаловку, есть в которой, особенно с моим чувствительным ЖКТ было бы смерти подобно. Конечно, очень хотелось, но пройдясь и посмотрев на кухню означенного заведения пришло понимание: «это есть нельзя, по крайней мере тебе — точно!» Пришлось взять пачку картофельных чипсов и крохотную бутылочку газировки. Тоже ужасно вредная еда, но по крайней мере она асептически упакована в заводских условиях. Итак, выехав в 7 утра, в Катманду мы припёрлись аж в 6 вечера. Естественно, автобус не доехал до района Тамель те самые 1,8 км, и я, сбежав от навязчивых таксистов-бомбил, прошёлся пешком, заодним размяв затекшее от многочасового сидения тело.

А оно прямо болело, причем все сразу, ужасно неудобно сидеть так много часов подряд, ещё был какой-то мандраж, меня слегка трясло. С другой стороны, ещё свежи в памяти воспоминания о беспрецедентном 36-часовом сидении по пути на автобусе из Катманду в Дели и оттуда — в Ришикеш. Как я тогда выжил — до сих пор не понимаю. Так что бывало и похуже… Кинув рюкзак все в том же своем излюбленном дешманском, вместе с тем чистеньком и уютном отеле, первым делом я пошел в тибетский ресторанчик, заказал себе нормальной человеческой еды. Правда, перед этим была соседняя кулинария с шоколадным  пирожным, но это так, к слову:-) Впервые за день отлично и сытно поев, я уже не выходил из своего номера, было лишь желание принять душ и поскорее лечь спать. Во время вечерней медитации из моей руки пару раз выпадали четки по причине того, что засыпал сидя.

Зато выспался как огурчик, хотя ночью временами кто-то орал в нашем узком переулке, как обычно бегали алкаши и напрочь обдолбаные нарки, они обычно возвращаются из ночных клубов уже под утро. Но мне замечательно спалось, к моменту очередных воплей часа так в 4 утра я уже полностью проснулся. Это конечно не Покхара, по утрам практически не слышно дружного пения птиц, разве что карканье ворон и лай собак. Но в Индии и того хуже. С утра перед отъездом в аэропорт у меня было много времени, дождавшись о укрытия первой кулинарии, я в 7 утра отправился туда на испить чаю. Потом открылась кофейня, посетил и ее чтоб всем и не обидно, как-никак сегодня уезжаю, вернусь в лучшем случае лишь в конце мая. Прогулявшись, сам не зная почему зашёл ещё в одну свою кофейню,ю пообщаться с продавщицей, заодним, разумеется, вытянул вторую чашку кофе. Утренний мой рейд по любимым заведениям явно удался, на завтрак в тибетском ресторане места во мне уже не осталось.

По пути в аэропорт по всему городу, на каждом перекрестке были пробки хотя не час пик, не понедельник, не пятница, не праздничный день. В аэропорту, особенно при входе в него тоже заметный ажиотаж, больше всего провожающих, они так столпились что я было испугался не пришлось бы лезть внутрь по головам как это было много лет назад при остановке нашего поезда Москва — Ташкент где-то посреди казахской пустыни Каракумы. Но все обошлось, оказалось пробиться на вход всё-таки можно, тем более мне, привыкшему торить себе дорогу среди полутора миллиардов индийцев:-) Регистрация на рейс шла очень медленно, по ощущению, ее вели какие-то студентки-практикантки, по 10-15 минут копались с каждым пассажиром и ничего с этим не поделаешь, пришлось ждать предыдущих 5 человек чуть ли не 45 минут (!)

Большие очереди были в аэропорту Катманду везде — на входе, на регистрацию, на паспортный контроль, таможенный досмотр… У меня за то время пока проходил все формальности, паспорт проверили раз 10 если не больше. Зачем? Обычно он требуется только на входе в аэропорт, при регистрации, прохождении паспортного контроля. И все. Но нет, тут по непонятным причинам даже при выходе на посадку и при входе в самолёт все время проверяли паспорт, разве что стюардессам не пришлось его показывать чтобы занять свое место:-) Непонятные, абсурдные и бессмысленные формальности, которых раньше не было. Вот индийцы молодцы, они разработали проект Digi Yatra, это когда ты один раз самостоятельно сканируешь в терминал паспорт, компьютер при помощи камеры и системы распознавания лиц сверяет тебя с твоим основным документом, после чего проходишь повсюду предъявляя только собственное лицо, в том числе при выходе на посадку. Минимум формальностей, максимум искусственного интеллекта. Хотя поначалу я этих систем не то чтобы боялся, но избегал. А сейчас уже привык.