АУМ-чантинг медитация, Дивали — наша внутренняя победа разума нал тьмой невежества

Вечерняя медитация среди каменных истуканов, на вулканическом плато, омываемом кристальными волнами великого океана, была особенно прекрасна. Я показал Роме любимую каменную ванну, и он, вдоволь наплававшись в океане, забрался в нее, наполненную прогретой на солнце солёной водой, погрузившись в медитативное состояние. В течение нескольких часов мой приятель не выбирался из воды, практикуя пранаямы (дыхательные практики), а затем стал петь «АУМ». Я присоединился к ОМ-чантингу (совместному пропеванию священного слога «АУМ»), сидя поблизости на скале, и мы, действуя в унисон, ушли в очень глубокий медитационный ретрит.

Постепенно солнце приблизилось к линии горизонта, мы завершили совместное пропевание «АУМ», при этом звук продолжает распространяться внутри твоего существа. Сегодня воздух настолько чист и прозрачен, что ярко-оранжевый солнечный диск медленно и торжественно погрузился в океан, постепенно скрывшись за линией горизонта, отделяющей небо от бескрайней водной глади. Впервые за минувший месяц солнце село непосредственно в океан, а не в атмосферную дымку, окутывающую горизонт. Начинается зимний сезон, когда воздух очень чист и прозрачен, сейчас это прекрасное зрелище закатов и «падения» солнца в воду можно будет наблюдать достаточно часто.

Вернувшись в гостевой дом, мы вскоре приступили к ужину, заботливо приготовленному хозяйкой Румой; дом и сад украшены праздничными гирляндами и цветами, ведь впереди — Дивали, часто называемый «индуистским Новым годом». В небо взлетят многочисленные фейерверки, по всей стране зажгутся миллионы миллионов маленьких масляных светильников «дипа». Первая ночь «фестиваля огней» носит название дипавали от наименования светильников, на хинди — «дипа». Это крохотная, глиняная пиала, в которую заливается кокосовое масло, опускается хлопковый или льняной фитиль и поджигается. Символически Дивали отождествляется с победой сил света над тьмой, отмечается он в честь легендарной победы господа Рамы над предводителем демонов Раваной, который имел 10 голов и обладал свойством неуязвимости и бессммертия, дарованным им самим Шивой за беспримерные заслуги на духовном попроще.

Рама сражался с Раваной долгое время, но демон оставался совершенно неуязвим даже когда божественный воин отсекал его головы. Они тотчас же отрастали вновь. Наконец Рама нашел способ победить демона, подсказанный ему не кем иным, а братом Раваны. Если кто-то из вас читал Рамаяну, эта история в ней красочно и содержательно описана. Аллегорический ее смысл заключается в том, что это борьба между светом и тьмой, между божественным Рамой и демоническим Раваной носит внутренний характер и происходит в каждом из нас. Рама — наше светлое, божественное начало, к которому стремится вечная душа, то изначальное блаженство, которое присутствует в нас всегда. Равана — чернота ума, его тенденции, во власти которых наше существование испытывает страдания. Крайнее проявление ума — эго, те самые 10 голов Раваны — его безмерное эго. Понимать эту аллегорию следует не буквально, а творчески, видя глубокий смысл в ведийских текстах.

Ум и его тенденции настолько сильны, что даже отсечение какой-либо его части при помощи духовных практик ничуть не вредит ему, и тебя вновь затягивает эта кармическая «воронка», кажущаяся бездонной и не имеющей конца. Это то, что заставляет нашу вечную душу возвращаться в эти срединные миры вновь и вновь, у нас всякий раз как будто отрастает новая «голова» взамен отрубленной, уничтоженная почти что карма вновь проявляет себя с удвоенной силой. Равана пал только после того как Рама узнал одну мистическую тайну: бесполезно рубить головы главного среди демонов, уязвимо только его сердце, но лишь в том случае, если лишить его Амриты, эликсира бессмертия, дарованного господом Шивой. Когда Рама перестал тратить свои силы на отсечение голов (преодоление негативных тенденций ума — самскар), и направленным ударом меча лишил демона амриты — тот пал замертво. Таким образом силы зла были повержены, безмерное их эго искоренено.

Этим глубоким философским осмыслением эпизода из эпоса «Рамаяна» делился с нами Гуруджи Свами Прем Самдарши во время одного из сатсангов (встреч Гуру с учениками). Таким образом, Дивали имеет важное значение в жизни последователей Хинду, это — празднование победы разума, света, любви и добра, внутренней победы человека над собственным невежеством. Обычно Дивали отмечают два дня, но в некоторых штатах Индии и в наиболее священных вайшнавских местах — до 5-7 дней. Например, во Вриндаване, где я год назад находился вместе с бессчетным числом паломников во время этого грандиозного фестиваля.