Фестиваль Наваратри, Дашара, нескончаемый праздник

Очередной всеиндийский религиозный фестиваль завершился долгими многодневным выходными; уже в течение трёх дней практически все закрыто, разве что кроме храмов и некоторых продуктовых лавок. Осенний Наваратри, отмечаемый в течение 9 дней, заканчивается праздником Дашара (имеет множество различных названий в разных частях Индии), когда чествуют богиню Дургу и 9 ее основных ипостасей (эманаций). Это — время пышных богослужений, ходят друг к другу в гости целыми семьями, угощают специальными праздничными блюдами и ставят на лоб тилаку (тику). То же самое делается и со всеми транспортными средствами.

Для непосвященного человека интересно наблюдать как брамины во время Дашары благословляют абсолютно весь транспорт — от автомобилей до стареньких скутеров, байков, тракторов и прочей сельхоз.техники. Вчера я наблюдал как под окнами местный брамин благословлял скутеры, проводя полноценный религиозный обряд как в случае с людьми, ставил им тилаки освященным красочным порошком, окроплял святой водой и вешал на руль цветочные гирлянды — малы. Выглядит это, конечно, весьма странно, но на самом деле традиция возникла ещё задолго до появления двигателей внутреннего сгорания и восходит она к древним ведийским временам, когда благословение получали кони и буйволы как единственные транспортные средства. А сейчас она распространяется на все, что движется вплоть до велосипедов и самокатов😊

Вечером девятого дня Наваратри все жители Керима собрались на площадке возле главного индуистского храма, где актеры давали театрализованное представление. Настя ходила туда, я не пошел — как всегда слишком громко. Про аццкую «корону» все давно уже забыли: массовые мероприятия организуются повсюду, при этом многие за рулём и в общественном транспорте ездят в маске, а на праздники, где собираются тысячи людей, ходят без нее😊 Опять же двойные стандарты, как, впрочем, и повсюду. Многодневных фейерверков и беспрерывного грохота петард на сей раз почти не было, видать все запасы пиротехники (и денег — тоже) израсходованы совсем недавно, в Ганеша Чатуртхи, когда местные больше 2 недель устраивали круглосуточную пальбу.

Наваратри считается семейным праздником, по крайней мере здесь, в Гоа, и это очень радует потому как выдержать ещё 9 дней беспрерывную пальбу было бы крайне сложно. Чествование богини Дурга Маты также знаменует собой поклонение материнскому аспекту мироздания — энергии Шакти. К нему приурочен и переход от летнего сезона муссонных дождей к сухой и солнечной зиме, по крайней мере в центральном и южном Индостане. Последние дожди и грозы в это время заканчиваются, сменяясь комфортной погодой, крестьяне приступают к массовой уборке созревшего на полях риса.

Следующий продолжительный фестиваль будет праздноваться уже совсем скоро, ориентировочно через 3 недели. Это Дивали — «Фестиваль огней», самый яркий и красочный индуистский праздник. Вслед за ним — католическое Рождество, которое тоже отмечается в Индии почти повсеместно, христианский Новый год, а там уже очередная череда нескончаемых праздников. В этом смысле Индия — страна с самым большим количеством праздников, выходных нерабочих дней. При всем при том здесь 6 рабочих дней в неделю, а один-единственный выходной компенсируется неимоверным количеством праздников-фестивалей.

Потому в Индии большинство людей не особо перерабатывают за исключением тех, кто занят на самых тяжёлых видах работ и у кого может вообще не быть выходных. Все-таки из сознания людей сложившуюся веками кастовую систему никто не стирал, можно отменить ее официально, но структура общества сохраняется, и вместе с ней — те схемы, которые оказались эффективными в течение многих веков какими бы необычными, атавистичными и негуманными они ни казались сейчас. Индийское общество остаётся одним из самых традиционных и патриархальных в мире. Достаточно пожить здесь некоторое время — постепенно начинаешь многое видеть и если не понимать/принимать, то хотя бы наблюдать и иметь это в виду.