Жизнь в изоляции: утро туманное, боги, живущие в храмах и многострадальная природа

Утром на берегу прохладно и пустынно, ни единого человека. Шивпрасад-баба стал уходить дальше в джунгли, где нашел уютное место для ночлега чтобы не досаждала полиция и егеря, надоедающие поздними вечерними рейдами-облавами. По пути я собрал в пакет вкусных черных ягод, созревших на низкорослом кустарнике, имеющих вкус, средний между голубикой и спелой черемухой. Ягоды иссиня-черного цвета, внутри — крупная косточка, состоящая из двух долек, внешне напоминающая необжаренное кофейное зерно.

Собака не отставала от меня ни на шаг, как только мы пришли на берег, она сразу заняла местечко возле камня, под ивовым деревом, и благостно задремала, съев пару сухариков из купленной на выходе из города пачки. Я прибрался, расстелив промокшие за ночь вещи, и совершил традиционное омовение с студеной Ганге. Вода заметно убыла после вчерашнего дня, хотя ночью и ранним утром шли сильные дожди. Все вокруг мокрое, но солнце лениво пытается пробраться сквозь густые, живописные облака, плывущие по небу.

Сегодня — 110-й день моего карантина, который начался в штате Керала и продолжился здесь, в горном Уттаракханде. Денёк сегодня пасмурный, дождливый и туманный. Пока делал утреннюю медитацию, время от времени накрапал мелкий дождик. А когда я открыл глаза, увидел перед собой очаровательную картину: над поверхностью воды висит толстый слой густого тумана, вершины гор окутаны облачной дымкой, среди этой пелены проглядывают очертания горных склонов, вершин и отдельных каменных глыб, стоящих в воде. Прекрасная, идиллическая картина величественной природы Гималаев, окутанной облачной пеленой сезона муссонов. Ничего подобного не видел здесь с прошлогоднего лета!

Конечно, сразу после медитации я, вооружившись смартфоном, принялся снимать красоту колоритных горных пейзажей. Тем временем подошли Шивпрасад-баба и Санджи, вернувшийся из Ришикеша. Садху принялся разжигать костер и готовить утренний чай, парнишка помогал ему собирать дрова, успевшие подсохнуть на утреннем ветру. Все вокруг заволокло туманной дымкой, окрестные камни погрузились в облачную пелену, проглядывая сквозь нее загадочно и таинственно. После месяцев сильной жары и ясной, солнечной погоды такие изменения оставляют неизгладимое впечатление. Всё-таки в природе все очень гармонично, совершенно и прекрасно. Каждое её состояние дарит так много радости, мудрости и умиротворения…

Вскоре пришел Кришна-баба с пакетом манго, и мы вместе сели пить горячий чай с молоком, сваренным на костре Шивпрасадом. Туманное волшебство продолжалось ещё некоторое время, а затем всего за несколько минут дымка рассеялась, небо очистилось от облаков, вышло яркое летнее солнце; вскоре от былого состояния природы не осталось и следа. День обещает быть жарким и ясным как и прежде. В горах погода меняется внезапно, часто — несколько раз на дню, вот явное тому подтверждение. Чай с сухариками, так похожими на наши, российские, сегодня был особенно вкусным. Наверное, из-за фантастически-прекрасного состояния природы.

Кришна-баба обсуждал с Шивпрасадом какие-то духовные вопросы, судя по всему, взаимоотношения индусов с природой. Он всегда ратует за экологическое мышление, справедливо считая бережное отношение а природе признаком культуры, благородства и высокого уровня духовного развития человека. Это его первая поездка в Индию, и он был шокирован увиденным, а именно, абсолютным пренебрежением большинства людей к окружающей среде. Как и у меня ранее, у Кришна-бабы сложилось весьма негативное отношение к людям, истово ратующим за «духовные скрепы», при этом уничтожающим все живое вокруг. На эту тему между ними и велась дискуссия, я же стал невольным ее свидетелем.

Понимая, насколько бесполезно говорить с рядовыми индийцами об экологии, я лишь время от времени помогал с переводом, но сам в дебаты не включался. Какой смысл, например, человеку, искренне считающему, что боги живут в храмах, и поклоняться нужно их каменным изваяниям (мурти), доказывать всеединство мироздания и божественное происхождение природы, которая и есть Бхагаван (Высшее)? Как ты относишься к Матери (природе) — таково твое отношение к Богу и, следовательно, к себе самому. Но если боги живут исключительно в храмах, причем здесь природа..?:-(