Вертолетное паломничество, утрата смысла, «новый мир» как театр абсурда

После долгих выходных, наконец, на нашей деревне воцарилась относительная тишина. Относительная это потому что поток отдыхающих-«паломников» не то чтобы сократился, но они не задерживаются здесь надолго. Во многом этому способствует недавнее закрытие на ремонт моста Лакшманджула, самого старого в Ришикеше. Судя по темпам реконструкции откроется он не раньше чем через год-два, а поскольку добраться с противоположного берега непросто, нужно либо обходить несколько километров и перебираться через следующий мост, Рамджулу, либо, если в дневное время, то на общественной лодке, но это удовольствие стоит сейчас 50 рупий, не каждый позволит себе такую роскошь. После 6 вечера переправа закрыта.

По сути, наш район вновь оказался в положении изоляции от остального Ришикеша, и это не способствует притоку туристов. Местные владельцы бизнеса сильно возмущаются, имея огромные потери за минувшие 2 года обложной «короны», а тут властям ещё и мост закрыть приспичило. Многие вложили немалые средства в ремонт своих магазинов, отелей и ресторанов в надежде получить хорошую прибыль после отмены ковид-ограничений, но не тут то было. Поэтому они начали бастовать, власти в ответ вообще пригрозились закрыть здесь весь бизнес, свидетельством чему была забастовка в прошлый понедельник, когда ничто не работало, даже чаю попить было негде. И это при том, что в других районах Ришикеша идёт бойкая торговля, все открыто и народ едет массово со всей Индии.

Ещё я недавно узнал интересную подробность: оказывается, власти предоставляют госслужащим бесплатные путевки для посещения ятры (паломничества) Чор Дхам, «Четырех святынь», расположенных в Гималаях, куда путь проходит как раз через Харидвар и Ришикеш. Ещё и поэтому здесь сейчас так много приезжих. Причем путевка даётся всем членам семьи, отсюда и повышенная массовость этого популярного маршрута. Знакомая, недавно вернувшаяся из Бадринатха и Кедарнатха, двух из четырех пунктов ятры, рассказала об огромных пробках на дорогах и километровых очередях в храмы, о запредельных ценах на услуги носильщиков и гужевой транспорт (мулов). Так, к храму Кедарнатх в итоге дешевле и проще попасть по воздуху, вертолетом поскольку стоит это меньше чем нанимать мула туда-обратно(!)

Место в вертолете стоит 5000 рупий, а мул только в одну сторону — 4000. Соответственно, выгода и во времени, и в деньгах. Более того, сейчас из-за все возрастающей массовости этого маршрута вводят «воздушную ятру», это когда паломники облетают все 4 святыни на вертолете на один день. Смысл такого паломничества, конечно, не совсем понятен кроме разве что выгоды компаниям-туроператорам потому что изначально ятра — это пешеходное паломничество к священным местам. Человек, пускаясь в путь, принимает на себя определенные аскезы, испытывает трудности пути, поднимаясь на большие высоты горными тропами, терпя лишения и неудобства. Трудности пути — это неотъемлемая часть паломничества, в процессе которого человек получает очищение, становится выносливеея целеустремлённее, совершенствуется духовно и физически.

А тут вот тебе вертолет — и вуаля, приземлились, сбегали в храм, заплатили священникам — и в следующее место. Честно говоря, я не вижу вообще никакого смысла в таком способе посещения индуистских, да любых святынь. Это — извращение для богатых лицемеров. Мне самому доставило огромное удовольствие посещение всех четырех святынь, пеший путь к каждой из них я преодолел самостоятельно, в одиночестве, выдержал долгие многочасовые переезды общественными автобусами по гималайским серпантинам. Если бы нашлись сейчас попутчики, отправился бы в полностью пешую ятру, но пока мне светит тоже неплохой вариант — индийские друзья собираются поехать на байках и приглашают с собой.

Вообще когда священнодейство превращается в объект турбизнеса, изначальная его цель утрачивается напрочь, это отчётливо видно сейчас по контингенту «паломников». В-основном, это группы молодежи, для которых ятра — это просто движ, тусовка, модное развлечение, в ходе которого можно сделать много селфи и запросить их с комментарием «Кедар-баба Ки Джей! Я тут был, это круто!». Собственно, как и все, что сейчас происходит в Ришикеше, где массовый туризм поглотил и уничтожил изначальную духовную составляющую. Принцип: «Чисто бизнес — ничего личного» работает четко, как в западных странах. Что очень жаль…ведь ещё совсем недавно Индия была иной, даже мне удалось застать другие времена, но мир стремительно меняется, в какую сторону — скоро мы все отчётливо увидим. А пока он больше похож на театр абсурда.