Моя жизнь в Индии: приключения во «Вратах Бога» — Харидваре

Новый день путешествия мы провели в Харидваре, куда выехали утром в надежде застать относительно сухую погоду. Но в сезон муссонных дождей зарекаться насчёт погоды бесполезно, и вообще для меня Харидвар — очень мистическое место, где всегда происходят чудеса, буквально на каждом шагу.

Сикх Джакдэв Сингх, так полюбившийся нам водитель такси, спокойно и уверенно, без излишней индийской дерготни довез до центра города, почитаемого всеми последователями Хинду и носящего название «Врата Бога» (Харе — «Господь, Бог» (часто — одно из имён Шивы), двара — «ворота, вход, врата»). Оставив автомобиль на стоянке, мы под накрапающим дождем поднялись по горному серпантину до особо почитаемого Храма Манса Дэви («Храм Матери богов»), где удалось неспешно пройти по всему периметру храмового комплекса, совершить многие ритуалы. Обычно здесь так много людей, что тебя буквально носят, и часто не задевая пола ногами, ты просто ничего не успеваешь увидеть. В этот раз людей было в разы меньше. Прикоснувшись к святости этого памятного места, мы направились вниз по каменным ступеням, оказавшись на другом пути к храму. Спускаясь вниз, вновь попали под дождь, встретили милых обезьян-лангуров, которых местные приучили кушать с человеческой руки сладости и дал. Видя наш интерес к сидящим на ограждении симпатичным зверькам, один садху отсыпал каждому из нас по горсти обезьяньего угощения. Обычно пугливые в дикой природе, эти обезьяны вполне аккуратно берут корм из руки, причем по одному кусочку, неспешно, левой лапкой ласково придерживая твою ладонь, а правой — поглощая корм. Одна обезьяна вначале взяла цукаты из манго и сохранила их на десерт, держа в кисти ноги. Любоваться этими зверьками можно до бесконечности.

Мы спустились с другой стороны горного склона прямо в жилой район Харидвара, прогулялись по аутентичной городской улице среди вело-, мото-рикш, одетых в яркие одежды паломников прохожих и редко встречающихся западных туристов. Рассмешило то, как серьезный мужик,судя по всему, «разводящий», подгонял велорикш, в одной руке в него была бамбуковая палка, во второй — большое шило или нож, видимо, для устрашения худых водителей, с глазами, ввалившимися от напряжения и жизненных неурядиц, покорно следовали его указаниям.  Дойдя до людного перекрестка, я понял, что сам дорогу не найду, пора вызывать помощь. После недолгой беседы с местными мужиками звоню по номеру телефона службы такси, в которой работает наш водитель, и объясняю ситуацию. Ещё для верности понимания даю трубку местному тук-тукеру, он на Хинди долго что-то объясняет и говорит в итоге «ждите».

Выпив стакан уличного лимонада, который готовит парнишка из дробленого льда, хранящегося в большом металлическом ящике, бутылки содовой воды, пары выжатых лаймов и неизменной масалы (специй), понимаю — пора звонить снова. Объясняю ещё раз и прошу номер телефона нашего водителя для связи . Наконец созваниваемся с ним, прошу подождать пока мы едем к стоянке, ловлю моторикшу, после недолгого торга согласившегося везти по адекватной цене, и мы отправляемся в дорогу.

До следующего храма Чанди Дэви, расположенного также на вершине горы с другой стороны долины, мы доехали быстро. А вот путь наверх оказался непростым: разразился сильный ливень, вода потоками хлынула с небес как будто решив нас искупать с головы до ног, как в святой Ганге. Медленно, но неуклонно мы шли по пешеходной дорожке, оборудованной местами ступенями, все выше в гору, пока не добрались до храма. Дождь тем временем лил с такой силой, что за его сплошной стеной мало что было видно. Посетив храм, насквозь мокрые, мы начали спуск вниз, время от времени останааливаемые индийскими паломниками для того, чтобы сделать селфи (порой проще согласиться, чем тратить свои силы на отказ и объяснения).

По пути встретив ряженых под бога-обезьяну Ханумана, сделали смешные фото вместе с ними, договорившись о цене вопроса (они все делают только за деньги), и после того как один из них попросил ещё денег, мне пришлось в шуточной форме объяснить ему, что я — «русский бабА», а не спонсор, и деньги считаю до рупии.

Спускаться оказалось намного сложнее чем подниматься, поскольку дорожка превратилась в ручей, а мокрый бетон стал очень скользким. Внизу мы выжали одежду, ее пришлось надеть мокрой и, несмого согревшись в салоне автомобиля, отправились на центральную набережную Харидвпра, к гхату Хар Ки Паури. Автостоянка представляет из себя мокрое, грязное поле, сплошь усеянное мусором и нечистотами, оставленными миллионами паломников, которые ежегодно посещают город Бога. Выйдя на гхаты (ступенчатые набережные), окунается в местный колорит: повсюду отшельники в оранжевых одеждах, многие из них просто сидят или лежат под деревьями, иные живут подолгу на берегу Ганги под навесом из полиэтиленовой пленки или в шалаше. По набережным, мостам и каменным лестницам бродят огромных размеров быки и коровы, и всюду много людей. Статуи божеств просто расставлены вдоль уреза воды и обращены ликами к Ганге. Повсюду купаются паломники, поодиночке, компаниями и целыми семьями, здесь же брамины справляют обряды, проводят пуджи, горит пламя ягьи. Это — очень эффектное место, которое я посещаю с трепетом в сердце, и всякий раз поражаюсь масштабам действа,  происходящего как будто в сказке и не со мной.

Не без труда найдя запримеченное мною ещё в феврале кафе-дхабу, мы пообедали, согревшись чаем, и впервые за несколько месяцев я заказал себе индийский тали потому что именно в этом месте пробовал его в начале года. Исходя из моих ощущений, тали у них с тех пор стал ещё лучше:-). На обратном пути к автомобилю, не удержавшись и поддавшись внутреннему ощущению, я вместе с паломниками совершим ритуальное очищение в водах Ганги, троекратно, с молитвой окунувшись с головой в воды Ганга Дэви. Словами этот опыт на передать; традиционно считается что осмысленное купание в этом месте, на гхате Хар Ки Паури полностью очищает тело и душу от всех грехов нынешней и предыдущих жизней.

На обратном пути в Рищикеш мы наблюдали за бойкой жизнью горожан. К тому же, выглянуло из-за туч долгожданное солнце, промокшие насквозь, мы вечером смогли выстирать и даже сразу высушить свою одежду. Перед вечерней Ганга Арати я обратил внимание — вода в реке ощутимо прибыла, волны плещутся уже возле храма и площадки для проведения церемоний. Браминам и рабочим пришлось снимать все металлические ограждения и складировать их наверху. Ночью прогнозируют сильное поднятие уровня воды. Пуджа была очень яркой, эффектной, на ней присутствовало много людей.

На следующий день, последний, проводимый в Ришикеше, мы запланировали поездку в расположенный на вершине горы Кунджапури храм Шивы и Сати. А вечером нам предстоит отправиться автобусом в Дели, откуда самолётом летим на пару дней в «город мертвых» Варанаси.

Привожу лишь краткое описание нескольких дней путешествия по программе «Священная Индия». Если вы хотите принять участие в поездках по данной программе, свяжитесь со мной личным сообщением или по номеру whatsapp +79127239724