Моя жизнь в Индии: мистическая Ганга Арати в полной темноте, мой смартфон нырнул в святую реку

Разразившийся тропический ливень не оставлял ни малейшего шанса выйти наружу, зато у нас появилось время выспаться после долгой ночной дороги. За сегодня это уже вторая сиеста, и все благодаря нестабильной погоде. Впрочем, к вечеру дождь угомонился, дав нам возможность посетить самую важную религиозную церемонию Варанаси, проводимую на берегу Ганги.

Обычно, когда бываю в этом городе, участвую в Ганга Арати на Асси-гхате, именно сюда мы и направились, благо это в 10 минутах ходьбы от гостевого дома. Но вскоре мы вместе с другими приезжими наткнулись на ограждение — гхат полностью затоплен водой, пути к нему перекрыты потому что дальше дорожка уходит под урез воды. Удивительно насколько сильно разливается Ганга во время летних муссонов! И приведенная в Интернете цифра 52 метра (максимальный уровень подъёма воды) — это более чем реально. Я спросил местных о том, где проводится Ганга пуджа, нам указали на узкий переулок, через который нужно пройти на параллельную берегу улочку, и уже по ней следовать дальше. Впрочем, долго искать не пришлось — через сотню метров в неприметный проулок уже шли люди, а значит, нам сюда.

Расположившись на мокрых от обильного дождя ступенях верхней, не затопленной части соседнего с Асси гхата, мы оказались в неком амфитеатре, с одной стороны — Ганга со множеством привязанных к берегу лодок и катеров, с обоих сторон — раскидистые кроны деревьев, позади нас — ещё несколько ступеней и жилой квартал с крохотными одноэтажными лачугами. Судя по пяти помостам, приготовленным для браминов, Ганга пуджа временно перенесена именно сюда. Ожидание затягивалось, а вокруг уже сгущались сумерки, люди понемногу прибывали, церемония все никак не начиналась. Какой-то маленький, горластый мужичонка долго бегал о орал своим пронзительным голосом на языке, нам неведомом. Совершенно непонятно было, что вообще происходит, по какому поводу крик.

Второй мужик, в дхуни (мужская набедренная повязка) тоже начал орать, также хаотично передвигаясь с места на место. В итоге вскоре стало понятно: первый кричал рабочим и зрителям о том, что сейчас понесут длинную бамбуковую лестницу. Зачем-то им приспичило при скоплении людей переносить лестницу с крыши одной лачуги — на другую. Цель этого действа так и осталась непонятной. А второй мужик орал потому что являлся распорядителем Арати, и раздавал команды кому что надобно делать. В итоге, к наступлению темноты крики прекратились, и вроде бы все наладилось. Молодые брамины (каста священнослужителей), нарядно одетые в ритуальные одежды алого и жёлтого цвета, заняли свои места и начали сложный и длительный ритуал поклонения Ганга Дэви.

Но в небесах и на земле сегодня явно что-то разладились, и в самый ответственный момент пошел ливневой дождь. Часть зрителей сразу ретировались, оставшиеся попытались спрятаться кто-куда. Вскоре дождь стих так же внезапно, как и начался. В темных небесах несколько раз вспыхнули молнии и гулко громыхнуло. Как будто сам господь Шива наблюдал за происходящим на гхате. Когда началась «огненная» часть церемонии, во время которой брамины мастерски орудуют горящими факелами, вырубилось электричество, полностью погасло освещение и утихла музыка. В полной тишине пять чаш с факелами расчерчивали пространство густой южной ночи, слышались лишь звуки полыхающего пламени, развевающегося на ветру, да стрекот цикад в кронах деревьев. В старину, до эры электричества, Арати выглядела именно так как сейчас! В этом чувствовалась мистика и высшее присутствие. Оно усиливалось от звуков грома и всполохов молний, а ещё яркими огнями дальних костров, отражающихся в Ганге, на них круглосуточно сжигают сотни умерших на Маникарника-гхате.

Брамины хором запели мантру во славу Шивы, ловко орудуя огненными чашами; многие зрители, знающие санскрит, подпевали им. Вскоре по Ганге поплыли тысячи цветов и корзиночки с подношениями и огоньками. Мы заранее приобрели пару таких корзинок с цветами и свечкой, вместе со всеми запустили их вниз по Ганге с благими пожеланиями и благодарностью святой реке. Именно в этот момент я протянул третью, случайно оказавшуюся у нас корзинку, первому попавшемуся парню-индийцу, своявшему в нерешительности рядом, и услышал странный звук как будто в воду упало что-то крупное. Интуитивно протянув руку чтобы проверить на месте ли мой смартфон, я его не обнаружил в маленькой наплечной сумке. В доли секунды сообразив что-к чему, я протянул руки под мутную воду и ко счастью сразу нащупал смартфон, лежащий на каменной ступени под водой.

Мгновенно достав его, тут же выключил, извлёк из ударопрочного (но не влагозащищённого) чехла и завернул в индуистский тряпичный ширф, который ношу на шее. Вроде бы, устройство ещё работало даже находясь под водой. Стоит ли говорить, насколько важно в путешествии наличие смартфона, этого единственного приспособления, связывающего меня с внешним миром? Это связь, дневник, записная книжка, контакты, бюджет, ориентация на местности, и вообще практически все… Оставалось надеяться на лучшее, по проверить жив ли смартфон, можно только после того как он высохнет.

После необычной Ганга Арати, попытки бегства в Гангу и утопления смартфона мы зашли в расположенное здесь же вполне европейское кафе-пиццерию и заказали простой жареной картошки.
______________________________________
Места в путешествиях:
— «Индия: от Махараджей до трущоб» Далее
12 — 24 ноября — 5 мест
— «Священная Индия» Далее
17 — 24 сентября — 7 мест
4 — 11 ноября — 7 мест
— «Сокровища Кералы» Далее
27 ноября — 8 декабря,
10 — 21 декабря