Концы — в воду, неистовое ликование, проводы Ганеши, Новый год по-индийски

Индуисты убеждены: покровительство господа Ганеши даёт власть над материальным миром, благополучие, богатство, мудрость и удачу. А ещё Ганеша благоволит всем путешественникам. И, конечно, очень любит вкусно покушать, особенно сладости, об этом красноречиво говорит его внешний вид. Смысл в утоплении освященных статуй этого божества таков: находясь в доме или возле него, изображение (мурти) Ганеши благодаря щедрым подношениями и всевозможным развлечениям, встраиваемым в Его честь, забирает все плохое и дарует хорошее, Отправляя божество обратно в обитель, тем самым отдают ему все свои проблемы, через это очищаясь от негатива. Этот символизм широко используется в индо-арийских и славянских языческих культах. В христианстве и исламе — тоже (очищение водой).

Потому, понимая откуда корни растут, уже не кажется странным столь необычное действо, когда вся Индия со своим прлуторамиллиардным населением дружно несёт миллионы статуй Ганеши к воде и топит их. Впрочем, этот праздник отмечается далеко не во всех штатах страны, с наибольшим размахом Ганеша Чатуртхи проходит в Махараштре и Гоа, и если здесь все гуляют и празднуют 5 дней, то в соседней Махараштре — 10! Можно представить себе сколько за эти дни продается сладостей, пиротехники и, конечно, скульптур Ганеши!.. Это — очень доходный и высокооборачиваемый бизнес; многие скульптурные мастерские всего за несколько дней, предшествующих фестивалю, зарабатывают столько, что потом можно год курить бамбук и ничего не делать. А ведь ещё будет Дивали, Наваратри, Махашиваратри и ножество других фестивалей.

Для индийцев праздновать 10 дней подряд — обычное дело, они как маленькие дети с огромным энтузиазмом предаются шалостям и развлечениям. Недавно наблюдал такую сцену: подхожу к магазину, на входе стоят все сотрудники (разумеется, только парни), босс в летах, и все с совершено детским выражением лица кидают петарды, наблюдая, как те взрываются под ногами у входящих покупателей. И эта детская непосредственность свойственна подавляющему большинству индийцев вне зависимости от возраста и социального статуса. Поэтому конечно же нет, им не надоест даже 10 дней взрывать петарды и запускать фейерверки, петь и танцевать, объедаться сладостями, а ещё громкая музыка с рассвета до глубокой ночи.

Просто они такие и другими быть не могут по определению. Да и не хотят. Стоит ли говорить о том, какой грохот стоял здесь в последний день фестиваля… Празднование достигло своего пика когда повсюду начали собирать мурти Ганеши, их переносят в маленькие грузовички, украшенные цветочными гирляндами, в кузове сидят музыканты и исполняют религиозные гимны, а все жители выстраиваются в длинную колонну за автомобилем, поют и пляшут, тут же взрывают петарды, в небо летят ракеты и фейерверки, стоит оглушительный шум. Повсюду, на дорогах — огромные пробки из автомобилей и толп людей, сопровождающих бессчетное множество скульптур Ганеши к ближайшему водоёму, где их торжественно, с песнями и поясками опускают в воду, окуривая благовониями, осыпая цветами.

В ход идут цветные красочные порошки как во время весеннего фестиваля холи. У гостей Индии есть только два варианта действий в такие моменты — либо присоединяться к всеобщему ликованию, либо прятаться в гостиничном номере, заткнув уши берушами. У меня сведи воспоминания о том, как в штате Керала отмечают Новый год… Тихий туристический поселок Варкала тогда наводнила разгоряченная алкоголем молодежь, людей было столько, что практически невозможно было пройти, все — в состоянии крайнего возбуждения, я бы дале сказал безумия. Группа профессиональных барабанщиков раскачала всю Варкалу до такой степени, что дребезжали стены в домах, миллионы ракет взлетали в воздух, всюду грохот, выстрелы, крики ликующей толпы…

Иностранцы попрятались по своим номерам, гостевые дома и отели наглухо закрыли двери и окна. Потому что в таком состоянии крайнего возбуждения толпа способна на что угодно. После посещения вечерней пуджи в храме Джанардана Свами меня угораздило пойти на священный пляж Папанасам чтобы посидеть у океана, было это поздним вечером, а затем начал стремительно прибывать народ. Как единственного белого человека меня из самых лучших (с их точки зрения) побуждений пытались поймать, напоить, сделать селфи и т.д. В итоге я был весь в синяках. Мне тогда чудом удалось протиснуться сквозь сплошной поток керальцев и пробраться в свой номер, где и отсиживался до утра потому что с рассветом 1-го января предстояло ехать в аэропорт встречать своих туристов, прилетающих утренним рейсом.