Над раскалёнными под ярким южным солнцем камнями весело порхают желтые бабочки, летящие в это время дня всегда в одном направлении — вверх по течению реки. Ганга монотонно и гулко грохочет на каменных перекатах, встречая на своем пути препятствие — мощные скалы, за тысячелетия обточенные водой до совершенства форм. А два садху, индийский и российский, Шивпрасад и Кришна искренне пытаются понять друг друга, общаясь на ломаном английском. Не зная как сказать ту или иную фразу, каждый из них время от времени переходит на свой родной язык, совсем непонятный собеседнику, и выглядит это весьма комично.
— У нас иногда заказывают специальную ягью (религиозную церемонию), для которой покупают очень много продуктов, готовят особые блюда. Приглашают браминов (священнослужителей), которым платят 100-200 тысяч рупий. — Рассказывает Шивпрасад.
— Какой смысл платить такие огромные деньги священникам, чтобы замолить свои грехи? И ещё тонны еды отправить в костер ягьи? Не лучше ли использовать эти деньги, — раз уж они в таком количестве есть, — на помощь людям, и едой этой накормить тех, кто голоден? — Задался вопросом Кришна-джи.
— Очень дорогая ягья, богатые люди, бизнесмены заказывают ее для улучшения своих дел в бизнесе, привлечения успеха, задабривают богов. — Продолжил Шивпрасад.
— Они бы с большей пользой для бизнеса помогли окружающим людям, потому что голь и нищета кругом, а эти с жиру бесятся, все какие-то подачки от богов выпрашивают. Понятно что это — традиция, и для браминов такие заказчики — всегда желанные клиенты, потому что все брамины, согласно традиции, живут исключительно подаяниями, работать же им нельзя. — Ответил ему Кришна.
— В семьи приглашают браминов для проведения обычной пуджи на любой случай, стоит такой обряд недорого, от 500 до 1000 рупий. — Рассказывает Шивпрасад-баба.
— Ладно деньги, но еду то зачем в костер отправлять когда кругом — нищета, у вас уже почти полтора миллиарда население, и оно растет каждый день, надо же понимать,что ресурсы планеты не бесконечны. — Настаивает Кришна.
Я, видя их затруднения с пониманием друг друга, время от времени перовожу слова то одного, то другого.
— Нет, не все в костер отправляют, только малую часть. Еду предлагают богам, освящают и потом сами едят. Браминов, конечно, тоже кормят вдоволь. — Объяснил Шивпрасад.
— Хотя бы так, и то уже лучше. Только как может стоить частная религиозная церемония, пусть даже сложная, 200 тысяч рупий? Что это должно быть за действо, и насколько оно богам вообще угодно? — Интересуется Кришна. — Получается, чем больше заплатил браминам — тем большие заслуги перед богами получил? Это же подкуп в чистом виде, как возможно подкупить богов?
— Вот такая традиция, брамины по 3 дня такие ягьи проводят, это очень долго длится, специальные церемонии.
— Благотворительностью не пробовали заниматься? Говорят, хорошо помогает при черной карме, особенно среди бизнесменов. — Уже откровенно прикалывается Кришна-баба. — Мне вот ещё интересно, как можно настолько безответственно относиться к природе, у вас же все вокруг буквально загажено, создаётся ощущение, будто в Индии вообще отсутствует экологическая культура; а отношение людей к природе чисто потребительское, на это невозможно смотреть без слез и ужаса!
Шивпраспд-баба, видимо, не совсем понимает, о чем именно идёт речь, или тема экологии для него не представляет интереса, потому продолжил рассказывать о религиозных церемониях.
— Попытаюсь объяснить: для меня Бог, Бхагаван — это все вокруг, это сама природа. Как человек относится к природе — так он относится к себе и, в конечном счёте, к Богу. Для меня не интересны все эти храмы, ашрамы и прочие строения, где поклоняются каменным изваяниями, идолам. Истинный храм Бога — это мир вокруг и внутри нас. — Сказал Кришна.
— Природа важна конечно, но «мурти» — это изваяние божества, освященное определенным образом, поклоняясь изображению, мы поклоняемся самим богам, отождествляем их с ними. — Ответил Шивпрасад.
— Какой смысл поклоняться идолам, а потом, извиняюсь, гадить вокруг себя, уничтожая все это прекрасное творение тех самых богов? — Не унимался Кришна.
— Вот лицо матери или отца — это святое, так ведь? И мурти, изображение божества тоже свято. Поэтому поклонение им необходимо, через изваяние люди соприкасаются с Высшим.
— Так вот же оно, Высшее, везде и всюду, вокруг нас, внутри нас. Все уже проявлено здесь и сейчас. Природа, этот мир, мы в нем — это и есть Бхагаван, Господь! — Настаивал на своем Кришна-баба.
М…да, нелегко иной раз понять друг друга, особенно при такой существенной разнице в менталитете. Всё-таки, Индия — очень самобытная страна, и люди здесь мыслят порой совершенно иначе. В любом случае, между нами идёт обмен энергиями, информацией, знаниями, опытом. Само это уже очень важно и полезно. А что будет дальше? — Поживем — увидим.