Днём над Ришикешем стремительно проносились вертолеты, причем несколько раз подряд. Обычно воздушное пространство в этой части Индии очень спокойное, я даже ни разу не видел здесь инверсионных следов от рейсовых гражданских самолётов. Ришикеш очень удачно расположен у самого начала гималайских гор, где отсутствуют воздушные коридоры, небо всегда чистое и нет шума от пролетающих самолётов.
— Интересно, что бы это значило, возможно, случилось что-то или идут военные учения. — Подумалось мне. На следующий день я получил ответ на этот вопрос.
Вчерашним вечером разразилась сильная гроза, что неудивительно после 37-градусной жары. Прошел настоящий тропический ливень, когда с небес как будто море падает, настолько много воды выливается за очень непродолжительное время. Дождь был в самом разгаре когда мне нужно было идти в храм на вечернюю Ганга Арати. Вооружившись купленным в Непале туристическим плащом-накидкой я благополучно добрался до храма, идя босиком почти по колено в воде. Улицы Ришикеша всего за несколько минут превратились в ручьи и речки, учитывая гористую местность и большой уклон, на некоторых из них с трудом удавалось устоять на ногах.
В храме на начало богослужения я оказался единственным посетителем, Арати в дождливые дни проходит в усеченном варианте, то есть, сам обряд проводится как обычно, но в финальной части дары Ганге приносят не пять браминов, а всего один, с одной лампой-факелом. По содержанию никаких отличий, а вот в плане зрелищности и торжественности, конечно, это выглядит иначе. И проводится Арати не на открчтой площадке перед стремительно текущей Ганглй, а под навесом, похожим на большой гараж изнутри. Что поделаешь — муссонные дожди…
В конце богослужения пришло много индийцев, и стало весьма многолюдно. После вечерней пуджи я долго сидел в кафе с одной-единственной кружкой чая и как минимум часа полтора-два разговаривал по телефону со своим индийским другом из штата Керала. Он учится на менеджера по туризму в столице Кералы, городе с труднопроизносимым названием Тируванантапурам.
Сегодня ранним утром начал было накрапать мелкий дождик, но вскоре иссяк, и я, пользуясь моментом, пошел на любимое место к святой Ганге. По пути встретил садху Раджу сидящим на парапете возле ближайшего храма. Он явно рад был меня встретить и не преминул отчитать за то, что не нашел меня в течение минувших пары дней. Видимо, наши графики с ним разошлись, я уходил к Ганге намного раньше или позже того времени, когда он сидел у храма. Как и обещал, подарил ему зарядное устройство для мобильного телефона, которое все эти дни носил с собой в надежде встретить Раджу.
— Спасибо, теперь у меня есть зарядник. Только вот проблема в том, что, оказывается, сам телефонный аппарат сломан, у него не работает разъем для подключения питания. Носил вчера в мастерскую, сказали смогут заменить, Но это будет дорого, рупий 300, не меньше, — Посетовал Раджу.
— Да, не повезло тебе, мы вот сейчас не можем себе представить жизнь без мобильной связи, а ведь ещё каких-нибудь 20 лет назад запросто обходились и без мобильных телефонов, без компьютеров и Интернета. Я помню те времена, нормально мы жили и не психовали из-за того, что каждые пять минут не могли контролировать друг друга. Жизнь очень сильно изменилась с внедрением всех этих технологий, с одной стороны — к лучшему, а с другой — к худшему.
— Я тоже помню то время, люди были намного спокойнее и уравновешеннее чем сейчас. Приходится платить за обладание технологиями своим здоровьем… — Ответил садху.
— Вот именно здоровьем, а ещё и эго растет. Ребенок идёт в школу и заявляет родителям, что с места не сдвинется пока они ему не подарят дорогой смартфон «как у Пети». — Посетовал я.
— Не только дети, в Индии первый подарок парня девушке, к которой он имеет серьезные намерения — это смартфон. Во время предложения о замужестве дарят уже планшетный компьютер или очень дорогой смартфон. Все оценивается только с позиций материальных благ и обладания брендовыми вещами. — Продолжил Раджу.
— Люди эпохи Кали (невежества) сошли с ума, точнее, ушли тотально с ум, забыв о сердце и душе. Так и было предсказано в Ведах, об этом говорится в Бхагавад-Гите и Бхагавата-пуране.
— Кали-кали… Видать, это — неизбежность, людям надо пройти через все это чтобы очистить дущу. Оно не в первый раз. — Задумчиво сказал Раджу глядя на статую богини Кали с ожерельем из человеческих черепов и яростно высунутым до подбородка алым языком. Статуя украшает простенок первого этажа храма Шивы, возле которого мы сидим с ним в чайной лавке и пьем из крохотных граненых стаканов приторно-сладкий молочный чай.