Рождество по-индийски

Вчера весь католический мир отмечал праздник Рождества Христова, к слову сказать, в Индии он также проходит со свойственным этой стране размахом. Ведь страна длительнле время была протекторатом британской короны, а тот же штат Гоа был фактически территорией Португалии. Часть населения была обращена а христианство путем активной (иногда — чересчур) миссионерской деятельности. Британцы со свойственной им чопорностью считали индуизм со всеми его непонятными огненными ритуалами чем-то экзотическим, архаичным и, следовательно, подлежащим искоренению.
Ко счастью, уничтожить духовные и религиозные традиции Индии захватчикам не удалось, благодаря благоприятному стечению обстоятельств и помощи многочисленных индуистских богов новые «хозяева» благополучно были вытеснены с территории древней ведической Бхараты («Бхарат» — так называют ее сами жители), страна обрела независимость.
Накануне Рождества по вечерам компания молодежи с барабанами ходила по главной улице Варкалы и за чисто символическую плату (в моем случае всего за 10 рупий) устраивала веселые танцы Санта Клауса, роль которого исполнял худой темнокожий подросток), оглушая окрестности громким барабанным боем.
Вчера в Варкале было настоящее столпотворение: тысячи паломников заполнили индуистские храмы и священный пляж Папанасам : в нынешеем году католическое Рождество совпало с большим фестивалем, чередой праздников Хинду. Причем, многие мамы, одетые в разноцветные сари, вели за руку детишек в костюмах Санты и рождественских колпаках?
Меня поигласил знакомый, торговец чаем, на вечернее выступление, пение баджанов в маленький индуистский храм, расположенный возле более популярного храма Джанарданасвами. Я с радостью принял приглашение, тем более, спустя пару часов еще и другой приятель, торгующий кокосами, позвал на это мероприятие.
Вечером отправился в маленький «темпл» (храм Хинду), не застал там певцов, и поднялся в главный храм Вишну. После Арати (огненной пуджи) вновь вернулся обратно и присоединился ко всеобщему веселью. Оба моих знакомых, люди в преклонном возрасте, торгующие кто-чем, оказалось, обладают незаурядным талантом! Настолько мастерски они поют баджаны (духовные песни во славу Бога/богов).
Храм украшен гирляндами цветов, зажжено множество масляных светильников, воскуривпются благовония; группа из десятка музыкантов, сидя на полу у входа, на специально отведенном месте, самозабвенно исполняет активные, ритмичные баджаны.
Присоединившись к ним, я забыл обо всем на свете, войдя в экстатическое состояние слияния со Всевышним. Именно эта цель достигается благодаря сложному ритмическому узору индийских духовных песнопений. Используется многоуровневое преломление голоса, когда певцы добиваются поистине невероятного звучания…этому учат с раннего детства, традиция исполнения баджанов передается из поколение — в поколение.
После окончания концерта попрощался со всеми и вернулся в Джанарданасвами, где очень кстати после вечерней пуджи отключилось электричество, в храме осталось лишь освещение масляными светильниками. В наступившем благостном полумраке я нашел укромную нишу и сел медитировать, но вскоре брамины пригласили всех на улицу, на специальную праздничную церемонию.
Главный брамин храма вынес ценнейшую реликвию — небольшую, не более 40 см. в высоту, скульптуру господа Вишну — Джанарданасвами, главного божества индуистского пантеона, пребывающего в вечном умиротворенном экстатическом трансе, возлежащего на тысячеголовом змее Шеше посреди причинного Океана. Впрочем скульптура изображает стоящего и улыбающегося Вишну, держащего в четырех руках определенные символические предметы.
Святыня изготовлена из металла, на вид — серебра или белого золота. В храме установлена статуя Нараяны (эманации Шри Кришны в облике четырехрукого Нараяны, Вседержителя Миров, он же — бог Вишну). После троекратного обхода храма изображение Джанарданасвами было возвращено браминами на прежнее место.
Большое количество паломников, зрителей проходившего на территории храма концерта классических индийских танцев, наблюдало за церемонией праздничной пуджи. Вскоре на сцене продолжились танцы — причудливо одетые девушки изображали лилы (игры) мальчика-пастушка Кришны.
Такое необычное получилось у меня католическое Рождество. Кстати, индийцы никак не могут понять, почему в России отмечают Рождество на две недели позже, чем во всем мире. Они задают мне вопрос: «Иисус разве рождался два раза подряд? Не может же быть двух Дней рождения…» Приходится долго обьяснять причину и разницу в летоисчислении, календарях и т.д. Все равно не понимают?
Приезжайте в Индию, страну древних духовных традиций!