путешествие вокруг Аннапурны. День 8. 16 мая. Продолжение.

По значимости для последователей религии хинду храм Вишну в Муктинатхе не уступает самому крупному индуистскому храму Пашупатинатх в Катманду. Меня удивило то, что он совсем небольшой. По сути, на всей территории размещаются два храма — компактный храм Шивы со скульптурами Всеблагого и Его божественной супруги Парвати и храм Господа Вишну, в котором проходят все основные ритуалы. Вдоль всех проходов — великое множество колокольчиков, самых разнообразных по форме и размеру. По ведической традиции, чтобы боги услышали твое присутствие, при входе посетители звонят в колокола. А здесь их просто неимоверное количество, звонить в каждый просто физически невозможно. В храме людно, во внутреннем дворе идет пуджа (огненное жертвоприношение во имя Всевышнего), также можно получить даршан. Я встал в очередь, и вскоре получил как благословение цветок бархатца, а также тилаку (алую метку на межбровье как символ Прозрения — «третий глаз»). Во внешнем дворе оборудованы две купальни с ледяной водой, текущей с Гималаев. Также по заднему периметру размещены в виде полукруга струи чистой рлдниковой воды. Можно совершать омовение проходя или пробегая под ними. Горная вода — символ чистоты и благодати, смывает все грехи и кармические предопределенности.
Я нашел более тихое и уединенное место для медитации в тени большого дерева, растущего у храма Шивы. Цветок бархатца преподнес Всеблагому, положив на шивалингам. Шива является, помимо прочего, повелителем всех гор, пребывает в Своей обители на вершине горы Кайлаш в Тибете. Гималаи — стихия и излюбленное место медитирующего Шанкара (Шивы).
После глубокой медитации я прошел к священному буддистскому месту — гомпа с огромной, черного цвета статуей Будды расположена рядом с индуистским храмом, достаточно пройти сотню метров по тротуару. Будда в медитативной благости сидит, держа в левой руке тибетскую чашу. Его лицо устремлено на запад, в сторону величественных горных пиков. Весь склон позади Будды увешан ритуальными цветными флажками и покрыт маленькими буддистскими ступами.
Моя утренняя прогулка завершилась легким обедом из вегетарианских мо-мо (вареников) и имбирного чая. И, конечно, не преминул возможностью поспать?
Вечером я вновь отправился в храм, по пути познакомился с индийской семейной парой, живущей многие годы в Брисбене (Австралия). Мы с ними разговорились, благо общих тем для беседы нашлось множество. Для меня Австралия — особое место на Земле, первая страна, в которой побывал когда-то. Говорили о путешествиях, западной и восточной культуре, различиях в менталитете, этике, йоге и медитации и т.д. Теперь мне точно есть к кому приехать в Брисбен?
День завершился великолепным зрелищем заката — солнце, пробиваясь сквозь сгущающиеся тучи, рассекало пространство облачных слоев своими мощными лучами, озаряя отдельные участки долины. А затем спряталось за высокую горную вершину, раскидывая лучи по всему небосводу.  Будда со склона горы молчаливо взирал через прикрытые глаза на красоту гениальной Иллюзии (майи). Великий Просветленный, узревший Истину под деревом Бодхи в далекой отсюда Бодхгайе, он принес людям новое учение, философию Истины, декларировав единственную конечную цель всех наших воплощений — достижение нирваны. Духовный революционер, он отверг все устои и богов индуизма. И теперь, в этом самом месте буддистские ступы и монастыри мирно уживаются с индуистскими храмам. Будда, Вишну и Шива мудро взирают на прекрасную горную долину, расчерченную последними лучами заходящего солнца…
Мне завтра вновь отправляться в дорогу, медленно спускаясь все ниже и ниже с самых высоких на планете гор. Но пристальные взгляды гималайских мудрецов навсегда останутся в моем сердце, сопровождая на жизненном пути, не дадут упасть и разбиться о дно невежества.
Ом Намо Бхагавате Васудевайя…
Ом Намах Шивайя…
Ом Мане Падме Хум…