Второй день моего пешего путешествия вокруг горы Аннапурны начался в 3 часа утра. Разбудила меня сильная гроза и отчаянный стук крупных дождевых капель по металлической крыше. После спокойного вечера с огромным звездным небом, раскинувшимся над головой, столь резкая смена погоды выглядела по меньшей мере странно. Но это — горы; каждый путешественник, бывавший в горах, знает о порой внезапной смене погоды, по несколько раз в сутки.
Спать не хотелось совсем, поэтому прсвятил некоторое время медитации и стал исследовать карту маршрута. Как и договорились с хозяйкой гестхауса, легкий завтрак, состоящий из овсянки с яблоками и молочного масала-чая, был готов в 6:30 утра. Коллеги-постояльцы, пара из ФРГ, тоже решили позавтракать рано и выдвинуться в путь. На небе все еще ходяьт грозовые тучи, звучит гром. Но со стороны долины неумолимо надвигается ярко-синее небесное «окно», значит, погода сегодня будет ясной и солнечной.
Прощаюсь с гостеприимной хозяйкой, обещая при случае непременно вернуться, и вскоре начинаю спуск к руслу грохочушей далеко внищу горной реки. Каменные ступени когда-то давным-давно были сложены заботливыми руками местных жителей, идти по ним намного проще, чем по размоешей рыхлой почве. Террассное земледелие — елинственная возможность в этих огромных горах вырастить урожай и сохранить плодородие почвы. На террасах ярко зеленеет рис, кукуруза и батат, рядом растут рощицы бананов, иногда встречаются крохотные домики местных жителей с непременными атрибутами: устремленными вверх шестами, увенчанными метелкой сухой травы, на шесте крепятся разноцветные тряпичные флажки со священными текстами. Большая часть населения в этих местах исповелует ламаизм и буддизм, также немало последователей хинду, но они живут преимущественно на равнинах и в межгорных долинах.
За 6 часов пути мне встретилось множество прекрасных мест, завораживающих своей красотой пейзажей, открывающихся вслед за поворотами горной тропы. Местами мой путь лежал по террасам, заботливо выдолбленных в отвесных скалах, временами — по горным дорогам и почти неприметным тропам. В одном месте я сбился с маршрута, но тотчас же на пути встретились двое местных школьников, объяснивших мне как удобнее и быстрее вернуться на тур.тропу. Так Существование заботится об одиночных путниках, не оставояет Оно и меня в скитаниях по свету…
Повсюду на склонах высоких гор, исчерченных искусственными террасами, встречаются маленькие деревеньки и поселки, домики в них чудом ютятся на крутых скалах, по соседству с оползнями и балками. Люди в Непале умудряются строить дома там, куда обычному человеку даже в голову не придет забираться! Прямо передо мной открылся захвптывающий дух вид: внизу грохочет река и бирбзового цвета водой, вокруг горной тропы-настоящие джунгли, впереди — огромное ущелье с крутыми скальными стенками, а наверху — заснеженные горные вершины, устремленные в ярко-голубые небеса. Скидываю рюкзак на каменные плиты, сверкающие в лучах утреннего солнца как серебро, замираб на несколько минут в благоговейном восторге перед величием Гималаев и красотой Творения!
Несколько раз тропа то резко спускается вниз, к руслу реки, через бурные воды которой натянуты подвесные мосты, то вновь поднимаясь вверх по горным склонам. По пути за все время перехода мне встретились лишь пять зарубежных туристов. Судя по всему, высокий туристический сезон закончился в апреле. Зато можно наслаждаться тишиной и ощущением благостного одиночества, единением с природой.
Во время очередного, весьма крутого подъема по горной дороге-серпантину под палящим полуденным солнцем я остановился в придорожном кафе на чашку чая с печеньем. Малыш-непалец в забавной шапочке с ушками сидит на руках мамы, рядом — трехколесный велосипед. Угостил мальчика печеньем, а после, пока я пил чай, он пытался кататься на велосипеде, иногда падая, но при этом ни разу не заревел. Дети с интересом и любопытством наблюдают за иностранцами. По дороге мне встретилось множество школьников и школьниц, они ходят из деревень учиться в более крупные поселки, где есть школы. Все — в чистой, опрятной форме.
Девочки заплетают косу, от солнца защищаются при помощи зонта. Все с радостью здороваются с тобой, приветствуя традиционным «намасте».
Так понемногу, неспеша я прошел достаточно большое расстояние от селения Бахунданда, через Герму Пхант Сианг и Джагат, мимо величественного, полноводного водопада, и остановился на ночлег в поселке Чиангче, представляющем собой несколько домиков, мини-отелей, вытянувшихся вдоль дороги, вымощенной каменными плитами. Здесь даже есть школа. Разговорился с местными парнями, сидящими возле единственных в посеоке двух лавок-магазинов. В итоге остался нм ночлег в тибетском гостевом доме «Tibet Lhasa Hotel», трехэтажном и очень уютном. Он мне показался самым чистым, опрятным и позитивным по энергетике. Так оно и оказалось. Гостеприимная хозяйка приготовила мне масала-чай, разместила в двухместном номере на верхнем этаже, с прогулочной террасой, видом на поселок и горы. Во всем отеле я оказался совершенно один!
Выстирав вещи, приняв душ, слегка перекусив печеньем и чаем, я уснул в номере, не в силах бороться с состоянием эйфории от увиденного и пережитого сегодня. И так проспал до 7 вечера (!) По пробуждении отправился вниз, в уютное кафе на первом этаже, оформленное в тибетском стиле. Там уже ужинала семья из двоих родителей и троих (!) малых детей. Судя по языку, они приехали сюда из Израиля, идут трэк с местным проводником. Детям на вид от 6 до 9 лет, и они вместе с родителями выдерживают немалые физические нагрузки, что похвально.
После ужина сделал заказ на раннее утро, как и сегодня, рассчитываю встать в 6, и в 7 утра выйти в маршрут до наступления жары.
Сегодня в меня впилась пиявка Именно так, утром пока шел по влажным лесам, закатал брюки до колен и не заметил вначале как к ноге начало присасываться это банальное существо. Когда увидел, аккуратно удалил ее, но не обработал ранку. Как известно, пиявки вводят вещество, замедляющее свертываемость крови, поэтому из крохотной ранки у меня долгое время продолжалось кровотечение. На привале заметил, что нога сзади в спекшейся крови, промыл ранку и наложил бактерицидный пластырь. Проблема была решена, впредь буду внимательнее при передвижении по таким влажным местам.