Лёжа в тени большого камня и растущей возле него ивы, на пестрых индийских ковриках, мы вели неспешно беседу о самых главных вопросах — смысле бытия, природе человека, ума и сознания, необходимости духовного поиска. Разлившаяся Ганга мерно рокочет, ударяясь о каменные преграды, рассыпая кристальные воды мириадами брызг. Прибрежные камни облюбовали пестрые бабочки и маленькие игуаны, с поросших густыми лесами горных склонов доносятся крики диких павлинов и обезьян.
Несколько часов в моей голове звучит вИна, древний музыкальный инструмент, появившийся ещё до изобретения индийской ситары. Причем это не сложная мелодия, а как будто кто-то просто касается струн, извлекая характерные звуки ненавязчивого перебора. Возможно, это текущая вода Ганги даёт такой эффект — сидя долгим часы возле священной реки можно услышать музыку, пение мантр и вообще встретиться со множеством всего необычного. Я не выдержал и спросил у БабЫ из Пенджаба о том, слышит ли он тоже этот звук вИны.
— Ничего такого не слышу, но охотно верю что это так. В твоём случае. — Задумчиво глядя в небо ответил он.
— Бабаджи, кто из индуистских божеств обычно играет на этом музыкальном инструменте? — Поинтересовался я.
— На вИне играет…Сарасвати, покровительница творчества и искусств…
— Да, необычные ощущения, я как будто слышу божественные звуки, возникающие из ниоткуда, из абсолюта.
Кришна-баба принес небольшой металлический поднос со стаканами чая, к нему — пачку вкусного шоколадного печенья и ещё поставил передо мной тарелку с виноградом, просвечивающими через тонкий слой святой воды из Ганги. Рядом присел паренёк по имени Санджи, всегда улыбающийся и внимательно слушающий разговоры святых аскетов. Сегодня он занят изготовлением палки-посоха, молодому парню нужно какое-либо действие чтобы трансформировать переизбыток жизненной энергии.
— Природа Сознания непостижима, наш ум настойчиво ищет ответы на множество вопросов, и все глубже погружается в множественные слои иллюзии. — Произнес Пенджаби-баба. — Но истинное знание всегда доступно, оно находится в нас самих, единственная проблема заключается в том, как «закончить» ум, остановить поток мыслей, оказавшись в моменте «здесь и сейчас».
— Бабаджи, в мире сейчас так много разных гуру, духовных учителей, и каждый из них высказывает свое видение этой проблемы. Как не запутаться во всем этом, не потеряться во множестве концепций, советов и рекомендаций духовных учителей? — Спросил его Санджи.
— Каждый из нас уже, изначально является Учителем, гуру. Только мы зачастую об этом даже не подозреваем. Мы настолько отождествлены со своим умом, что считаем себя отдельными от всего остального мироздания, это выглядит как будто мы, люди — это лишь тело и ум. И в этом большая проблема. Мы начинаем поиск кого-то, кто мог бы помочь нам в ее решении и дал нам ответ на главный вопрос «Кто я?» Но ответ этот уже скрыт в нас самих, мы просто забыли об этом, утратили способность доверять себе.
— Для этого и нужен гуру, духовный наставник? — Спрашиваю я.
— Кому-то нужен, но вовсе не обязательно. У меня, например, нет конкретного гуру, для меня все люди на моем жизненном пути являются таковыми, каждый человек — гуру, духовный Учитель. Это — современная, не ведийская традиционная концепция духовного развития. Мы и есть Гуру для себя самих…
— Мой Мастер иногда говорит об этом, о том что внешний Гуру — это как зеркало, в котором ты видишь свое отражение. Что на данный момент в тебя внутри, на каком уровне духовной реализации ты находишься — то состояние ты и видишь в гуру. Иногда Мастер прекрасен, совершенен как божество и наполнен светом, а порой он воспринимается как самый страшный кошмар, и есть лишь единственное желание удрать от него куда глаза глядят. — Поделился я.
— Все так, нам следует прежде всего обратить внимание на себя, раскрыть свой внутренний потенциал и обрести способность созерцать, не производя ни единого действия. Осознать, что на самом деле мы здесь вообще ничего не делаем, и тем более не контролируем ничего. Все, что происходит — просто случается. Через нас, посредством нас, но случается. Не мы причина действий, мы вообще не в состоянии произвести какое-либо действие. Но ум очень изворотлив и коварен, он всегда будет против этого, заявляя о своем праве на действие. Он приведет миллионы аргументов в пользу этой иллюзии «собственного действования».
— И как поступать, как успокоить ум, лишить его всемогущества, Бабаджи? — Спросил Санджи.
— Для этого Шива более 50000 лет назад принес людям знание о духовной науке, о медитации. Более сотни методов медитации было явлено людям через Парвати (Гауримату) божественную супругу Шивы. Ум сдастся, ослабнет только тогда, когда мы научаемся быть в моменте, «здесь и сейчас». — Ответил Пенджаби баба.