Жизнь в изоляции: поздний гость -одноногий садху, ссора аскетов

Один из псов лег подле меня на одиноком камне, окружённом водой Ганги, прижался ко мне и задремал. На берегу готовили вечерний чай и вели беседы. В сумерках послышался собачий лай — это наши самоназначенные охранники пытались отогнать какого-то человека, идущего позади, по берегу. Я вышел из медитации и оглянулся, чтобы понять что происходит. В надвигающейся темноте увидел передвигающегося по берегу однонокого аскета садху с костылями. Его я ранее видел наверху, на дороге, просящим милостыню у прохожих.

Я вернулся к камню, где отдыхала вся наша небольшая компания, а странник куда-то запропастился, видимо, напуганный тремя достаточно крупными и агрессивными ночью собаками. Олег-баба развеял наши сомнения, сказав, что это он пригласил одноногого садху на ужин, и пошел искать его в сгустившихся сумерках. Вскоре они вернулись вдвоем; аскет, поздоровавшись, присел к нам, составив компанию а позднем чаепитии. На вид ему лет 30-35, не больше, возможно, он значительно моложе чем выглядит, ходит на костылях и с одной ногой неплохо, даже по горной тропе, значит, ногу потерял уже давно. Мы не стали его расспрашивать ни о чем, просто продолжили общение.

Тут между Олегом и Шивпрасадом произошла ссора, причину которой мне не удалось сразу понять. Видимо, между разными садху существует определенная конкуренция за территорию, которую они занимают во время жизни в природе, и если кого-то приглашаешь в очагу, надо заранее ставить с известность того садху, что живёт здесь, чтобы для него появление «конкурента» не было неожиданностью. Возможно, это отчасти было причиной ссоры, либо что-то ещё, я так и не понял. Но общались Олег и Шивпрасад — баба явно на повышенных, после чего наш обычно благостный индиец швырнул на камни котелок.

Мы с любопытством наблюдали за ссорой двоих бродяг, индийского и российского, силясь понять по какой же причине они сцепились. Наверное, просто делят сферы влияния. На самом деле, Олег — весьма прилипчивый и беспардонный человек; видимо, Шивпрасад-бабе надоело его самоуправство и попытки «перетянуть одеяло» на себя. Когда конфликт был исчерпан, все продолжили спокойно пить чай, а подошедший аскет, по-свойски общаясь с Шивпрасадлм, уже готовил для него чиллам (трубку для совместного курения чараса, наиболее популярного у индийских садху).

Конфликт был исчерпан, по-индийски эмоционально бродяги решили между собой спорный вопрос, и все встало на свои места. Мне стало искренне жаль одноногого садху, невольно ставшего свидетелем этой глупой и неуместной сцены выяснения отношений, но вскоре я успокоился, увидев, как благополучно развивается ситуация. Олег-баба большую часть времени живёт с индийскими садху, он же был больше месяца с ними в «школе», поэтому, возможно, лучше знает как решать спорные вопросы. Я не стал вмешиваться в ситуацию, которую, тем более, не до конца понял.

Стало совсем темно, небо над Гималаями украсили яркие звёзды, светлячки по-прежнему летали между скальных глыб, мигая яркими фосфорическими огоньками, а мерный рокот полноводной Ганги, текущей по каменистым перекатами, наполнял пространство чарующей энергией силы и мудрости. Садху раскурили «трубку мира» и ушли в созерцание, время от времени обмениваясь отдельными фразами на хинди. Девушка из Вриндавана продолжила гортанное пение тибетских мантр, отчего медитативный эффект только усиливался. А я прилёг на каменистый берег, укрылся непальском шерстяным шарфом и принялся разглядывать становящиеся все ярче звёзды. С двух сторон от меня улеглись собаки, уткнувшись носами в теплый шарф; ночь неотвратимо овладевала этим дивным миром…