Поскольку празднование Шравана набирает здесь обороты, и завтра — кульминационный момент праздника, как-никак понедельник, отмечаемый во время этого священного месяца с особым размахом как «День Шивы», расскажу немного об истории самой традиции. Во время месяца Шравана по индуистскому календарю преданные господа Шивы отправляются в Канвар-ятру [паломничество], в прежние времена, вплоть до начала 19 века в этом священнодействе участвовали только отшельники — святые аскеты, простой люд не ходил в ятру. Но в наши дни традиция стала массовой, в ней принимают участие миллионы преданных из всех штатов Индии, и каждый год фестиваль становится все более массовым и популярным.
Свое название паломничество, или ятра берет от слова «канвар», так называется простая бамбуковая палка с привязанными к двум ее концам горшками для воды. Преданные Махадэва (Шивы), называемые «канварии», несут канвар на своих плечах на протяжении многих дней, преодолевая пешком расстояния в сотни километров. Мастерят это «коромысло» из подручных материалов, украшают цветными лентами алого и оранжевого цвета, часто — печатными изображениями Шивы, малами из живых цветов, некоторые даже вешают на него портативные гирлянды. Разнообразие канваров попажает воображение и свидетельствует о неуёмной фантазии паломников.
Сама традиция участия в ятре ключает в себя набор святой воды, традиционно называемой «Ганга Джал» из священной реки Ганги или многочисленных ее притоков в различных местах паломничества. Набранная вода переносится в сосудах, подвешенных на концах канвара, за сотни километров в родные города паломников. Во время Дня новолуния на пятом месяце индуистского календаря Шравана преданные проводят обряд Лингам-Абхишеки, обливая Шивалингам святой водой из Ганги в каждом местном храме, построенном в честь господа Шивы. Омывание святой водой считается лучшим способом искать благословений у Махадэва, одно из имён которого звучит как Бхола («Простой’) или Бхоле Баба («Простой отец»). Поэтому паломников часто называют «бхола» или «бхоле». Во время паломничества толпа часто скандирует «Бом Бхоле Натх!»
Массовая Канвар — ятра проводится ежегодно в месяц Шравана/Саван, в июле-августе, когда в Индии устанавливается самая дождливая погода, это — пик сезона муссонов, время, которое астрологически считается самым благоприятным
в индуистском календаре, в том числе для священнодействий, адресованных господу Шиве. Основанием для проведения Канвар — ятры служат описанные в Пуранах мистические события, в них рассказывается о том, что в пятом месяце индуистского календаря произошло невероятное событие, когда впервые за всю историю мироздания боги и демоны объединились, сообща пахтали (взбалтывали) причинный океан, их единственной целью было получить Амриту, эликсир бессмертия.
В поисках Амриты принимал участие даже сам верховный господь Вишну. Однако во время пахтания из недр океана появилось 14 различных видов сокровищ, включая Халахал, сильнейший яд, который мог уничтожить все мироздание. Боги и демоны, не зная что делать дальше, обратились за помощью к высшему из богов, отшельнику Шиве зная о его невероятных сверх-способностях. Махадэв выпил весь проявившийся страшный яд, который, впрочем, не причинил Ему никакого вреда. Только шея Шивы с тех пор приобрела синий оттенок, почему иногда бога называют Нилкантх, что в переводе с санскрита переводится буквально как «Синее горло». Согласно текстам Пуран, самый могущественный из демонов Равана, король Ланки, убежденный преданный Шивы, принес святую воду
в храм Пура Махадев, воспользовавшись канваром дабы смягчить действие яда и избавить Господа Шиву от страданий,
Согласно древним ведийские текстам, среди преданных Шивы появился обычай приносить на своих плечах святую воду Ганги в храм Господа Шивы в течение месяца Шравана и предлагать её Шивалингаму в местном храме, что равноценно предложению дара самому божеству. Таким образом паломники получают благословение от возлюбленного божества и благодарят его за все лучшее, что есть в жизни… Также известно, что вода Ганги, особенно набранная и принесенная паломниками на своих плечах из святых мест, избавляет от любых загрязнений ума, излечивает все недуги, дарует мир, радость и процветание каждой индийской семье. Массовое омовение в Ганге во время паломничества — также необходимый очистительный ритуал, помогающий избавлению от любых загрязнений как физических, так и ментальных.