Жизнь в изоляции: в День смеха — не до смеха, на берегах святой Ганги

Сегодня начался апрель, но никто здесь не шутит по поводу Дня смеха, никто друг друга не обманывает. Наверное потому, что в Индии этот странный праздник не отмечают вообще.Сейчас должен был завершаться весенний индуистский фестиваль Навратри, который обычно отмечается с размахом в течение 9 дней и 10 ночей. Но нынешняя череда весенних праздников канула в Лету из-за глобального карантина и комендантского часа в Индии закрылись все храмы. А ведь Ришикеш и Харидвар — это средоточие индуистской культуры всей северной Индии.

Люди проводят пуджи (богослужения) у себя дома. И в некоторых храмах, закрытых для посетителей, брамины тоже проводят праздничные богослужения, находясь один на один с божествами. Ганга Арати, традиционная «огненная» пуджа на берегах святой Ганги тоже не проводится уже давно. Наверное, это происходит впервые за всю историю Индии. Даже войны, оккупация, жуткие эпидемии холеры и чумы, мусульманские нашествия не останавливпли проведение этого древнего ведийского ритуала. А страх перед крохотными кииайскими вирусами остановил всю жизнь в стране с населением в 1,32 миллиарда человек!

Но каждый вечер я слышу с крыши закрытого на ключ отеля как неподалеку, на берегу Ганги звенит колокольчик пуджари, а над святой рекой разносится звук раковины. Это значит, брамины проводят Ганга Арати возле ашрама; живая богиня Ганга Дэви удовлетворена вниманием и почтением к себе, людской благодарностью и верой в Высшую Справедливость. Очень много написано о чудесных свойствах воды из главной священной реки Индии, с ее появлением связано множество легенд, одна другой удивительнее. Но факт остаётся фактом — вода из Ганги обладает невероятным очистительным эффектом, в десятки раз быстрее разлагает любую органику. Этой водой индийцы лечатся, восстанавливают свои силы и здоровье, Ганге поклоняются как живой богине, берущей начало от стоп Всевышнего.

Я совершаю омовения в студеных водах Ганги каждое утро, выходя на обширный каменистый плес, когда яркое солнце поднимается над вершинами окрестных гор и начинает припекать. Согласно традиции, в Гангу следует трижды окунуться с головой, произнося мантры или молитвы. Этот ритуал полностью очищает не только физическое тело человека, но все наши тонкоматериальные тела — астральное, ментальное и т.д. Ощущения после омовения в матери- Ганге не поддаются описанию, их стоит пережить непосредственно.

После омовения ухожу на песчаный берег реки, украшенный россыпями каменных глыб. Здесь я чувствую себя настолько комфортно и спокойно, как будто провел на этом плёсе не одну земную жизнь. Поблизости практикуют йоги, приехавшие из разных стран мира и застрявшие из-за карантина на неопределенный срок. Рядышком живут садху, местные отшельники, их легко узнать издалека по ярко-оранжевым одеждам. И, конечно, все мои знакомые, любимые ящерки, птички, обезьяны, собаки и множество других существ, находящих себе приют среди всего этого гималайского великолепия.

Мне даже не приходится выполнять какие-либо медитационные йогичеспие техники — состояние не-ума приходит само собой, автоматически, достаточно лишь закрыть глаза и абстрагироваться от внешнего мира. Ганга исцеляет тело и душу, она своим мерным рокотом подхватывает твое сознание и уносит в неведомые космические дали высших планов бытия. Здесь останавливается время, исчезает пространство, концепции ума и эго… Ганга — любящая мать, соединяющая и очищающая все миры. В ведических текстах сказано: когда пересохнет Ганга — тогда будет разрушено все сущее во всех мирах и настанет конец проявленной Вселенной!