Жизнь в изоляции: меняю берега, новое место для медитации — маленький грот в скале

Сотый день карантина, начавшегося для меня 13 марта в Керале, на самом юге Индостана, продолжающегося в Ришикеше, на крайнем севере Индии, я решил провести в полном уединении и покое. Ранним утром пересёк Гангу по мосту Лакшманджула, недавно вновь открытому для пешеходов, и направился в то же место, что и раньше, только на другой берег реки. Это мой отчаянный ход, вызванный ситуацией, сложившейся накануне. И «соломоново решение». Раз наш горе-соотечественник ничего не понимает, пришлось уйти мне, но недалеко:-)

Правый берег Ганги в этом месте скалистый, на нем только один песчаный пляж, и тот часто используется в качестве крематория, то есть, на нем время от времени сжигают покойников. А тех, кого кремировать не полагается, сбрасывают со скал в воду с привязанным камнем. Вот такие в Индии шокирующие традиции… Пока шел по тропе, обратил внимание на бурное цветение кустарников, они сплошь покрыты яркими соцветиями, преимущественно оранжевого, алого, жёлтого и розового цветов. И аромат соответствующий!

Индия — очень красивая страна, а природа Гималаев вообще не поддается описанию, настолько здесь идиллические пейзажи. Ганга сегодня сильно разлилась, вода приобрела грязно-коричневый цвет из-за сильных проливных дождей в горах. Медленно выбирающееся из густых туч солнце своими первыми лучами осветило белокаменный индуистский храм, строительство которого ещё не завершено. Солнечные лучи скользнули по бурной воде, горным склонам, жилым домам и ашрамам. И вновь светило спряталось в облака чтобы явить себя позже.

Пройдя возле причудливых нагромождений скал, я встретил лишь одного индийца, в задумчивости сидящего на берегу в сопровождении двух бродячих собак. Рядом, за скалой валялись остатки носилок и какие-то тряпки. Такие используют при переноске трупов к месту кремации. Наверное, просто бросили все это за камнями… Мы, кстати, на днях наблюдали с другого берега реки похороны, судя по всему, святого человека (как справедливо заметил Шивпрасад-баба), его не кремировали на берегу как обычно, а после долгих ритуалов скинули со скалы в воду. Так иногда поступают с теми, кто искупил свои грехи при жизни.

Дойдя до высоких скал, острым мысом выходящих навстречу неистово грохочущему потоку Ганги, я присел на самый край скалы над бушующей внизу мутной водой. Грохот здесь стоит такой, что резонирует все вокруг — и воздух, и скалы. Место это очень эффектное, в нем встречаются стихии воды, земли и воздуха, устраивая грандиозный танец энергий. Долгое время я сидел в медитации на краю скалы, лицом на восток, туда, откуда несётся поток Ганги. Поверхность воды а косых утренних лучах солнца напоминает своим блеском ртуть, как будто это не вода течет, а жидкий металл.

Противоположный берег отсюда виден как на ладони, со всеми теми скалами, камнями и деревьями, что так знакомы мне уже несколько лет. Только с воды они выглядят совсем иначе. Под любимым камнем наблюдалось оживление, там проснулись Шивпрасад и Санджи, вскоре к ним пришел Кришна-баба. Завершив утреннюю медитацию, я спустился со скалы по неприметной тропинке, и нашел укромное местечко — крохотный грот в отвесной скале, невидимый с другого берега, и сверху — тоже. Мне это место сразу понравилось, оно идеально для одиночной медитации и вообще для того, чтобы побыть наконец одному.

Грот настолько мал, что в нем не вытянуться в полный рост, зато можно сидеть, лежать, подогнув ноги, и ещё в него не попадает дождевая вода. До Ганги всего пара метров, пока уровень воды не поднялся и не затопил все вокруг, здесь вполне можно проводить дни в медитации. Осталось найти безопасное место чтобы совершать омовения. Это не так просто сделать, так как скорость потока очень высока, повсюду скалы и каменные глыбы, а уровень воды все время меняется, река как будто дышит, накатывая на берег высокие волны. Наконец я нашел ложбинку между камнями и смог забраться в воду чтобы окунуться с головой в мутную, но свежую, холодную и совершенно живую влагу священной Ганги…