Back in Rishikesh: возвращаемся в Ришикеш

На обратном пути с Ганготри мы встретили всех наших, каждый прошел столько, сколько мог и хотел, девчонки так вообще признались, что поглядев на всю эту величественную красоту, нашли укромное место среди камней и уснули под шум горной реки и щебетание птиц. Мы с Настей вдоволь помедитировали с видом на пик Шивалинг, а потом ещё искупались в студёной горной реке, став объектами пристального внимания стайки местных парней, отдыхавших на камнях неподалеку. В-общем, каждый получил свои впечатления от этих волшебных мест, и затем мы потихоньку, никуда не спеша направились обратно в поселок Ганготри, любуясь огромными Гималаями. По пути встретили несколько  раз тех аскетов садху, которые спускались с ледника, один из них выглядел очень молодо, ему от силы лет 20-23, второму около 40-45, и самый возрастной несмотря на свои годы, достаточно бодро шел по тропе, причем все — босиком.

Ребятам, которые шли впереди нас, встретился ещё один садху, одетый в подобие тигриной шкуры, он был весел и все время шутил, даже позировал для фото. Очевидно, ему было очень хорошо и просто хотелось подурачиться… Мы вернулись в Ганготри и первым делом пообедали, хотели ещё сходить к Сурьякунде и в пещеру Пандавов, но сил после долгой прогулки совсем не осталось, все дружно устроили себе тихий час. Пришли в себя уже ближе к вечеру когда идти куда-либо не имело смысла. Поблизости, совсем рядом грохотала на перекатах стремительная река Бхагиратхи (Ганга), на другом берегу шла вечерняя пуджа [богослужение], паломники, держать за специальные цепи и ограждения, совершали ритуальное очистительное  омовение в водах новорожденной Ганги, некоторые для этого использовали ведра, зачерпывая воду из студеного грохочущего потока и обливаясь ею.

Впереди — ранний подъем и путь к следующему, последнему в нашем маршруте дхаму [святыне], в Ямунотри, к истоку реки Ямуны, до которой ещё ехать и ехать. В половине пятого утра все уже были в сборе, мы достаточно быстро прошли пару километров до автостоянки, не без труда нашли наш автомобиль среди прочих и очень похожих. Водитель ещё крепко спал, я забыл ему позвонить и напомнить о себе, к тому же мой оператор связи не работал все время пока были в Ганготри. Пришлось разбудить сладко спящего Раджеша, но такова уж нелёгкая доля любого водителя, в этих местах, по сути у них ненормированный рабочий день, в таких ужасных транспортных пробках им приходится проводить недели, месяцы и годы своей жизни. Понятия не имею как им хватает сил и выдержки оставаться всегда спокойными и рассудительными, не конфликтовать с коллегами на дороге, наоборот, помогать друг другу в любых ситуациях. Для любого российского водителя это был бы сильнейший стресс оказаться, например, на пути в Кедарнатх…или Ганготри на узком горном серпантине, под завязку забитом транспортом, людьми, лошадьми, коровами, козами и т.д.

Мы достаточно быстро спустились с заоблачных высот, но передвигаться стало очень трудно; в утренние часы движение никем не регулируется, полицейские посты закрыты, и автомобилям как-то приходится разъезжаться на узенькой дороге прямо над пропастью. Нам навстречу хлынул поток транспорта — сотни автобусов с паломниками, бессчётное количество джипов. Я от нечего делать пытался посчитать сколько только автобусов встретилось нам на пути, но сбился со счета где-то на пятой сотне. Просто интересно а куда в Ганготри чисто физически помещаются все эти люди и ждущие их пустые автобусы? Там же попросту нет такого количества места, это совсем маленький горный поселок, зажатый между высокими отвесными скалами и глубоким каньоном. Создаётся ощущение будто все эти автомобили, автобусы и сидящие в них люди попросту дематериализуются на подступах к Ганготри:-)

Наконец нам удалось спуститься до Уттаркаши, на что потребовалось вместо обычных 4 часов практически полдня. В сам городок мы даже заезжать не стали, обогнули его по объездной дороге чтобы не тратить времени на пробки, остановились перекусить в придорожном ресторане, где я озвучил свое предложение изменить дальнейший маршрут нашего путешествия. Просто понаблюдав за всеми участниками поездки, пришел к выводу: пора заканчивать эту игру в тяни-толкай в бесконечных автомобильных пробках, все жутко устали и вымотались именно из-за невероятного, нереального количества транспорта и паломников, да ещё многие индийцы вслед за закрытием Кедарнатха и Бадринатха метнулись в Ганготри и Ямунотри… Лучший выход из этой ситуации — вернуться в Ришикеш и оставшиеся пару дней отдохнуть, привести свои мысли и чувства в порядок. Вот, собственно, такую идею я и озвучил, впрочем этого все явно ждали, возражений не было, все поддержали этот план и сразу стало как-то легче, веселее и позитивнее. Ришикеш — прекрасное место, которое нравится многим, в нем есть все необходимое для нормальной жизни и, главное, нет в это время года такого ажиотажа, с которым мы столкнулись во время Чар Дхам Ятры. Итак, Back in Rishikesh!:-)