Весь следующий день гости мои были заняты разного рода сафари по так называемой «буферной зоне» нацпарка Читван. Ранним утром они отправились в сопровождении двух егерей (таковы правила) на длинной деревянной лодке-долбленке сплавляться по маленькой речке, отделяющей заповедный лес от деревни Саураха. Во время водного путешествия повсюду можно видеть нежащихся на прибрежном песке и иле крокодилов. Причем не крохотных безобидных зубастиков, а самых что ни есть суровых, большей частью совершенно неподвижных хищников длиной метра 3, которые запросто расправятся не только с собакой, но и с человеком. Даже сидя на террасе уличного кафе с чашкой кофе, я наблюдал на песчаном пляже реки как минимум трёх взрослых крокодилов. Забавно то, что в самой деревне бабы ходят к реке стирать белье и совершенно не опасаются нападения.
Я как-то видел местных детей, купающихся в реке. Может быть у них с рептилиями действует договор, пакт о ненападении?:-) Честно говоря, сам бы не рискнул зайти в воду, видя огромных крокодилов хотя бы потому, что в свое время у нас в музее жил полутораметровый Гоша, время от времени мы его извлекали из террариума чтобы помыть бока и очистить щеткой от тины. Поимка шустрого хищника происходила при помощи резиновой петли, накинутой на длинную зубастую морду, и швабры, которой крокодила прижимали к стене. Просто договориться с ним невозможно, это очень ловкий, безжалостный и агрессивный хищник. Поэтому, зная особенности этих Ген, связываться с ними нет ни малейшего желания. Кстати, на территории нацпарка есть специальный, достаточно крупный центр по разведению крокодилов с целью восстановления их естественной популяции. Некоторые виды неплохо выживают в дикой природе, другие, наоборот, очень уязвимы и плохо размножаются. Именно исчезающие виды разводят в питомнике, после достижения определенного размера их выпускают в речки и озера Читвана.
После сплава на лодке гостей нацпарка ждёт трехчасовая прогулка в сопровождении егерей, замыкающих группу спереди и сзади с целью обеспечения безопасности и защиты от возможного нападения диких животных, самое опасное из которых — вовсе не тигр или леопард, а слон. Как это ни странно, согласно данным официальной статистики в той же Индии ежегодно от нападений слонов гибнет намного больше людей, чем от встреч с тиграми. В буферной зоне Читвана слоны не водятся, лишь иногда, во время сезона размножения в поселок заходит дикий секач, в это время все жители ведут себя крайне осторожно. Слоняра, кстати, ходит не просто так, а к слонихам, которых содержат как в «Центре по разведению слонов», так и в паре мест, где у них своеобразная «стоянка» рабочих животных, занятых катанием туристов и егерей-пограничников, работников службы охраны парка.
Мне как-то местные рассказывали почему на окраинах деревни не торгуют фруктами, а пара овощных лавок находится только в центре Саурахи. Причиной тому дикие слоны, они время от времени наведываются в деревню и громят овощные/фруктовые лавки пытаясь достать вкусняшки. Иногда им это удавалось сделать, поэтому сейчас зеленью торгуют лишь в стационарных магазинах, на ночь закрываемых надёжными роль-ставнями. Судя по всему, дикие слоны здесь нечастые гости, зато по улицам время от времени ходят вьючные слонихи, их с раннего детства приручают, обеспечивая всем необходимым, обучают взаимодействию с людьми и правилам предоставления услуг туристам:-) Насчёт крайне жестокого обращения с «храмовыми» слонами в Керале, южноиндийском штате, канадской защитницей дикой природы недавно был снят документальный фильм, в котором автор рассказывает о многочисленных пытках и издевательствах над слонами. В Керале этих лесных гигантов традиционно используют при проведении храмовых религиозных ритуалов и во время праздников.
Например, для того, чтобы сломить волю слона, его во время наступления брачного периода крепко связывают так, чтобы он упал на бок и не мог встать, после чего регулярно избивают в течении почти двух недель, не давая животному воды и пищи. Так индусам удается превратить прекрасное вольное животное в покорного раба, что не мешает им почитать слонов и поклоняться им. Автор фильма честно говорит об этом как о примере подлинного лицемерия. После этого фильма у меня начисто пропало желание посещать фестивали с участием слонов и тем более кататься на них верхом…
После возвращения гостей из заповедного леса и краткого перерыва отправил их в следующее приключение, на джип-сафари, которое обычно длится часа 4, вплоть до заката солнца. Сидя в специально оборудованных грузовых джипах с крышей для защиты от палящего солнца, посетители парка наблюдают за жизнью диких животных, которых во время поездки можно встретить достаточно много. Не помню точно сколько, но автомобиль проезжает около 40 км., часто останавливаясь для наблюдений за зверьём. У меня, оставшегося в Саурахе, было достаточно времени чтобы отдохнуть, неспешно прогуляться по деревне, навестить знакомые места и, конечно, со всеми встретиться. Стоит приехать сюда пару раз да ещё пожить какое-то время — люди тебя надолго запоминают. Это — особенность любой деревни, непальская — не исключение.