Не знаю что здесь делает большая часть индийцев, но явно приезжают в Ришикеш они не по адресу. Точнее так…когда-то, ещё относительно недавно это было священное для индуистов место, куда устремлялись многие последователи религии Хинду чтобы прикоснуться к животворящим энергиям Матери Ганги, реки-богини Ганга Дэви, посетить особо почитаемые храмы, принять участие в вечерней огненной пудже Ганга Арати и т.д. Ришикеш удачно расположен в предгорьях Гималаев, через него проходят пути к самым сакральным местам, истокам Ганги и Ямуны, храмам Кедарнатхе, Бадринатха и Джошинатха. Но что-то пошло не так, и вот уже несколько лет это место является скорее «вторым Гоа», куда устремляются толпы праздной молодежи из Дели и других индийских мегаполисов чтобы развлечься, покататься на рафтах по Ганге (что многие здесь считают вопиющим святотатством), побухать и весело провести время с боевыми подругами или завести новую из числа европеек, благо здесь они — в ассортименте.
Некогда священное место превратилось в балаган, в точную копию Гоа, и сейчас это скорее обычный индийский курорт с пьяными тусовками, хип-хопом, винными магазинами, не вегетаринской едой (и этот запрет повсеместно нарушается), беспрерывным сплавом тысяч плотов-рафтов с истошно орушими индийцами… Никакой тишины святости, мудрости не осталось и в помине. Обычная среднестатистическая индийская тусовка, каких в том же Гоа не счесть. Святые люди отсюда давно ушли, им не с кем иметь дело, они здесь попросту никому не нужны, разве что ряженые в оранжевые одежды клоуны-попрошайки. Ришикеш как место риши, святых мудрецов, исчерпал себя, зато провозглашен «Мировой столицей йоги», которой здесь тоже давно нет, вместо этого — «духовный супермаркет» с внушительными ценниками на всякие «йога-продукты». Тут тебе и крийя, и бхакта, и аштанга, и акро… Только плати — будет тебе типа-йога и ещё сертификат международного образца, и даже не имея ни малейшего понятия об истинной йоге ты можешь с этой ксивой обучать других чему-то типа «йоги».
Я время от времени беседую с коренными местными об этом, они, конечно, качают головой и соглашаются что все идёт совсем наперекосяк, но при этом отмечают — ведь бизнес идёт, выручка растет год от года, и значит, это хорошо. В-общем, продались они мамоне, жажда наживы оказалась сильнее здравого смысла, а значит, рано или поздно наступит время возмездия. Мой знакомый бабА, который не фейкрвый, а самый что ни на есть настоящий, видящий и прошлое, и будущее, как-то в доверительной беседе сказал, что Ришикешу в таком виде осталось недолго, через несколько лет произойдет мощная природная катастрофа, и от этих мест останутся лишь руины. Судя по всему, к тому оно и идёт. Жаль конечно, прекрасные здесь места, и ещё совсем недавно было очень благостно, особенно во время ковидных локдаунов:-) Но, видать, время пришло, и эпоха Кали проявляет себя во всем «великолепии».
Остаётся лишь наблюдать за неуклонной деградацией, по сути, мы с этим ничего не можем поделать. Единственное, что нам доступно — это работа над самими собой. Пусть весь этот мир катится в пропасть, главное — не блеять вместе со стадом и не идти/бежать в сторону обрыва. Сидел сегодня в кафешке и наблюдал за большой индийской семьёй из 11 человек, из них трое детей, все орут, пытаясь перекричать друг друга, никто никого не слушает, просто орут — и все. И жрут, жрут… Неужели нельзя просто нормально разговаривать друг с другом, находясь в кафе, в общественном месте, где они явно не одни, можно бы и помолчать. Но нет, они ещё и, извиняюсь, рыгают, чихают и пердят тут же, за столом… М…да, наблюдая за обезьянами-мартышками, прихожу к выводу что они намного приятнее во всех смыслах, и даже несмотря на непростой нрав краснозадых, намного приятнее чем многие люди здесь:-)
Но обезьяна — простое животное, от нее не требуется быть культурной, животные живут исключительно инстинктами. С них и спрос невелик. Но, блин, если ты человек,, и явно не из дальней, забытой миллионом индийских богов деревни, а из огромного мегаполиса Дели, — а они, судя по разговорам, именно из столицы, — так не теряй хотя бы элементарного человеческого облика, чтобы рыгнуть или пернуть — выйди из-за стола и отойди в туалет, благо он совсем рядом. Но это ещё не всё, у меня сегодня прямо какой-то особый день, богатый на такие встречи. Когда эта шумная цыганщина всё-таки нажралась и ушла, установилось благостное затишье. Я пошел к Ганге, за город, спускался по горной тропе с высокого обрывистого берега, оставил позади компанию индийских мужиков, приехавших на припаркованных автомобилях. Стоило мне оказаться внизу и приготовиться к традиционному купанию-омовению в Ганге, как они тоже пошли по тропе с криками и воплями, но все бы ничего, вскоре я отчётливо услышал звук бьющихся бутылок.
Судя по всему, они вытащили из автомобилей недопитые пивные бутылки, опустошили их и тут же разбили о камни на берегу священной Матери Ганги… После чего пошли к реке-богине делать селфи и орать вместе со сплавляющимися на плотах горластыми идиотами. Для меня этот звук бьющихся бутылок у Ганги — как ножом по сердцу, в святом месте, где люди ходят босиком, стоят на коленях у воды, совершают очистительные духовные практики, занимаются йогой. И ведь то были отнюдь не подростки, не тинейджеры, на вид им как минимум лет 25-30 если не больше, и вовсе не пьяные. Вот что это, почему мне регулярно попадаются подобные ситуации, и как себя в них вести? Я раньше пытался разговаривать с такими людьми, вразумлять их, если, конечно, они владели английским, прибирал за ними, убирал с берега мусор, бутылки, осколки стекла. А сейчас даже не знаю что с этим можно сделать, их же так много, сотни миллионов, почти полтора миллиарда, а я — один.