Благословенный Ришикеш встретил нас отличной солнечной погодой, приятным теплом и блеском священных вод красавицы Ганги. Волшебное, мистически прекрасные место, овеянное древними легендами о беспримерных духовных подвигах множества мудрецов-аскетов. Сам господь Шива являл свое великолепие здесь, на берегах Ганги. Миллионы паломников каждый год проходят путь к святыням Гималаев, следуя вдоль священных рек Бхагиратхи и Алакананды. Издалека Лакшманджула, самый уютный район Ришикеша, выглядит как сказочное местечко с высокими многоэтажными храмами, подвесным мостом и уютными разноцветными домиками — ашрамами да отелями.
Всякий раз, возвращаясь сюда, я восхищаюсь красотой, притягательностью и невообразимой духовной силой. Вот и сейчас, спустившись с Гималаев, пройдя непростой паломнический путь в Кедарнатх, все мы были счастливы оказаться в обволакивающих, любящих энергиях Матери Ганги, на ее гористых берегах, в уюте и комфорте, что тоже иной раз необходимо после долгих странствий. Впереди — три дня, в течение которых мы сможем посетить несколько «мест силы», расположенных как в городке, так и в его окрестностях, в Гималайских горах. А пока самое время отдохнуть в одном из самых прекрасных мест Индии.
Вечером мы изрядно покатались по окрестностям, вначале заехав в отель, потом по верхней горной дороге обогнули весь Ришикеш и спустились чтобы найти подъезд с главной дороги, что оказалось совсем непросто сделать. В Лакшманджуле множество узких подворотен-переулков, каждый из которых непонятно куда ведет, иногда — просто заводит в тупик. Мы выгрузили вещи, после чего я поехал за остальными сумками в Тапован, на противоположный берег Ганги, попасть куда на автомобиле можно только по объездной дороге, а это больше 10 км. только в одну сторону. В не понравившемся грязненьком отеле, где недавно мы пробыли всего несколько часов после прибытия из Дели, останавливаться больше не стали.
Уже темнело, когда мы с водителем вернулись в Лакшманджулу и привезли все остальные вещи. Настало время праздничного ужина в уютном месте, на сей раз я решил показать гостям популярное кафе Little Buddha, куда же без него, без него никак. Устроились мы на чилауте в уголке, и изрядно подкрепились после долгого дня, проведенного в дороге. Блюда были обильны и вкусны. Пусть я и не являюсь большим поклонником этого раскрученного заведения, но должен согласиться: когда в нем немного посетителей, относительно тихо и не заставляют ждать часами заказанную еду — оно действительно прекрасно.
Следующий день был посвящен Лакшманджуле, мы никуда не поехали, наслаждаясь этим чудесным местом, долгожданным теплом и уютом. А 22-го октября с утра отправились на автомобиле вначале в «Пещеру Васиштхи», что в 18 км.от Ришикеша, на берегу Ганги, затем — в храм Шивы и Сати, что на вершине горы Кунджапури, после чего спустились в Тапован и посетили храм Шивы с огромным лингамом. Местный брамин был так любезен, что подарил дамам цветочные гирлянды-малы прямо с лингама и предложил провести Абхишеку со второго этажа храма:-) Так, удосужившись даршана Махадэва, мы, счастливые и слегка уставшие, вернулись домой после посещения нескольких священных мест.
О горе Кунджапури, что возвышается над Ришикешем, и истории построенного на ней индуистского храма я уже как-то писал а своих заметках. История Сати, божественной супруги Шивы, ее трагической гибели, безграничной любви к ней и смятении, в котором находится Господь после безвременной кончины Сати, достойна восхищения. Верховному богу Вишну пришлось использовать самое грозное оружие — Сударшана-чакру чтобы разделить тело возлюбленной Шивы на 56 частей и тем самым освободить ее душу для следующего рождения уже в облике Гауриматы (Парвати). Иначе Махадэв так и носил бы на своих могучих руках тело погибшей в костре Ягьи супруги.
Согласно легенде, на вершину Кунджапури упало любящее сердце Сати, с тех пор это место стало одной из Шакти-питх, связанных с божественной супругой Шивы, историей их союза и примером безграничной преданности любимой, которая предпочла смерть позору и взошла на костер ради любимого. Обряд «Сати» долгое время практиковался в Индии и был официально запрещен в середине прошлого века. Для западного человека, исповедующего иную систему ценностей, он выглядит жестоким и диким, но для индийской ведической традиции это — пример беззаветного служения, не имеющего равных себе. Духовный подвиг, самопожертвование ради чести и достоинства возлюбленного, разрушения эго и отказа от собственного «я» ради любви и смирения.