Мы с Дипаком и Абишеком, моими индийскими друзьями, перед сном ещё спустились к горячему серному источнику и погрелись на сон грядущий. В гостевом доме было жутко холодно, что и не удивительно, отопления же нигде не предусмотрено, а погода стоит холодная, и высота не малая. У источника все заметно изменилось с момента моей предыдущей поездки: построили какое-то здание, скорее всего крытую «кунду» для омовений, а сам родник расширился, его огородили по периметру, но можно по-прежнему беспрепятственно приходить и греться в свое удовольствие. Что мы и сделали.
Забравшись под толстые одеяла, приятно было уснуть после долгой дороги вначале из Непала в Индию, затем из Дели — в Ришикеш и, наконец, оттуда — в Гаурикунду, в сердце Гималаев. Накопилась чисто физическая усталость, и самый лучший способ ее преодоления — это как следует выспаться… Часа в 4 утра снаружи началось активное движение, это сотни паломников встают как можно раньше чтобы выдвинуться в путь. Но мы с вечера договорились пойти не раньше 5:30 чтобы пропустить вперёд основную массу людей, лошадей и и.д. и не подниматься наверх в большой толпе, в «индийском стиле». По опыту моей предыдущей поездки времени на подъем в таком случае будет вполне достаточно.
Наутро, понемногу придя в себя после сладкого сна, мы собрались, оставили в камере хранения гостевого дома лишние вещи и вышли в долгий путь наверх, к храму Кедарнатха; к нему ведет хорошо оборудованная паломническая тропа, мощеная камнем, с перилами, указателями и даже ночным освещением. Подъем очень затяжной, протяженностью примерно 18 км., при этом набор высоты 1500 м., потому тропа практически все время ведет вверх, на ней почти отсутствуют спуски или горизонтальные участки. У меня подъем обычно занимает 5 часов, но на сей раз мы идём с туристами, к тому же женщинами, у которых нет опыта горных восхождений и трекинга на большой высоте. Потому я заложил на подьем часов 8 как минимум, на поверку примерно так оно и получилось.
В утренние часы погода была ясная и сухая, разреженный горный воздух слегка обжигал лёгкие, а постепенный подъем не доставлял особых хлопот, изрядно мешали лишь многочисленные лошади, которые не слушались своих хозяев и частенько неслись прямо на нас. Более того, обалдевшие от бесконечной работы, от спусков-подьемов «лошадники» часто сами направляют лошадей на пеших паломников, все время есть риск, что на тебя наскочит со всей дури лошадь с наездником, и вообще нас несколько раз чуть не сбили с ног. Причем идут они по любой стороне достаточно широкой тропы, и сверху, и снизу, потому никогда не знаешь когда на тебя выскочит лошадь…или табун лошадей. И, конечно, другая особенность — это лошадиный помет, который здесь повсюду, от чего и без того скользкие камни становятся ещё опаснее.
Впрочем, я хорошо подготовился к походу, купив на распродаже по смешной цене новые мощные трекинговые ботинки, тяжёлые, удобные и надёжные. В них ноги чувствуют себя в полной защищённости. Конечно, предварительно разносил это чудо инженерной мысли ещё в Непале, но окончательно убедился в их надёжности лишь во время паломничества в Кедарнатх. Правда, впоследствии стоило немалых усилий очистить протекторы от лошадиных какашек:-) В прошлый раз я ходил в Кедарнатх в очень лёгких и надёжных ботинках, также не было никаких проблем с ногами ни на подъёме, ни на спуске. Пишу об обуви потому что это — одна из самых важных частей экипировки, хотя некоторые паломники поднимаются и вовсе босиком. Но это уже — особая аскеза, не для всех и не для каждого.
Я уже рассказывал как в районе Бадринатха по пути к священной горе Нилкантха у меня попросту развалилась трекинговая обувь, и весь остаток пути наверх по острым камням и далее — по ледникам я проделал босиком, после чего сбился с тропы и спустился в Бадринатх тоже босым, по диким горным склонам с каменными осыпями, колючками и т.д. А потом сходил босиком еще и в «Долину цветов», где окончательно сбил на камнях ноги, после чего возвращался из Гангарии в Говиндгхат уже на лошади, идти больше не мог физически, ноги были попросту убиты напрочь.
Рассказывать о том, какие мысли приходят в голову при долгом и трудном подъёме в Кедарнатх, наверное, не имеет смысла. У каждого они — свои, в моем случае это было прежде всего сопровождение туристов к великой индуистской святыне, сам я навряд ли бы собрался во второй раз в Кедарнатх по собственной инициативе, хотя ещё весной мы с другом Дипаком вынашивали такие планы. Но что-то пошло не так, и в итоге поездка все время откладывалась вплоть до октября месяца. Не скрою, мне было приятно вернуться туда вновь и разделить со своими спутниками все тяготы и радости этого непростого пути.