Подвесной мост Рамджула и театр теней, игра в «бутылочку»

Сидел вчера вечером на ступенях гхата возле моста Рамджула и наблюдал за тем, как по нему нескончаемым потоком идут люди. На фоне чистого послезакатного неба силуэт подвесного моста через Гангу идущих по нему людей выглядят очень завораживающе. К тому же, каждый ходит по-своему, среди нас нет двоих, кто двигался бы совершенно одинаково. На узеньком мосту — самые разные люди, коровы, бычки, кто-то катит тележку с поклажей, иные несут на голове большой тюк. Взад-вперед едут скутеры и байки, чудесным образом просачивающиеся сквозь поток прохожих, разумеется, надрывно сигналя. Жизнь идёт своем чередом, и силуэты, различимые с большого расстояния, многое могут рассказать о каждом.

Индия, и особенно такие паломнические места как Харидвар или Ришикеш, являют все разнообразие типажей и характеров жителей не только разных штатов многонациональной страны, но и всего мира. Пусть сейчас иностранцев здесь совсем немного, но они все равно есть, дополняя собой эту пеструю картину великого многообразия. Странно, но раньше я ни разу не сидел на этом гхате, не наблюдал за движением по мосту, а сейчас так сложились обстоятельства, что индийский друг назначил встречу, а сам задержался и, в конечном счёте, не пришел вовсе. Зато у меня была возможность посмотреть на это место с иной стороны. Для меня Рамджула — это всегда движуха и шум, самое проходное место Ришикеша, где иной раз не протолкнешься, особенно во время индуистских праздников-фестивалей.

И все же, если спуститься к Ганге совсем рядом, с противоположной стороны от главных гхатов, туда, где начинается знаменитый Goa beach (Пляж Гоа), здесь есть вполне укромные места, где можно в относительной тишине посидеть у Ганги, слушая ее мерное течение и отдаленные звуки городской суеты. По вечерам сюда приходят люди чтобы побыть ближе к святой реке. Хотя есть у индийцев одна забавная особенность — если кто-то сидит на пустой набережной, и вокруг ни души, они обязательно подойдут вплотную и расположатся совсем рядом. Видимо, выросшие в постоянном тесном контакте друг с другом, большинство из них не имеет представления о личном пространстве.

Им комфортнее быть вместе со всеми, чем больше людей вокруг — тем спокойнее и безопаснее они себя чувствуют. Это — свойство менталитета людей практически во всех густонаселенных странах мира. По крайней мере я наблюдал подобное в Китае и во Вьетнаме. В таких случаях если чувствую дискомфорт от нахождения рядом шумящих людей, просто встаю и отхожу подальше туда, где никого нет. Раньше меня это раздражало, а сейчас просто забавляет не более того. Ведь, в-целом, индийцы очень доброжелательны и радушны, особенно если путешествуешь по маленьким городкам и в сельской местности. В мегаполисах, конечно, ситуация меняется, там люди становятся более замкнутыми на своих проблемах и заботах.

И все равно, в Индии ты можешь чувствовать себя очень свободно и расслабленно, лично у меня ни разу не возникало ситуации когда бы индийцы не оказали помощь в сложной ситуации. Взаимовыручка и коллективизм — очень важные составные части индийского образа жизни и свойств менталитета. Но об этом я уже писал не раз, не стану повторяться. Так вот, по мосту идут люди, издалека видны лишь их черные силуэты на фоне догорающего закатного неба, и это напоминает театр теней. Что-то далёкое и близкое одновременно, воспоминание из детства. Вы когда-нибудь играли в театр теней? — Уверен что да, это очень интересное и творческое занятие. Помню как в раннем детстве меня увлекало театральное искусство, причем даже кукольный театр. До такой степени, что в конце концов оказался в театральной студии (помимо художественной школы, авиамодельного кружка и т.д.)

Мы ставили различные постановки и ездили с ними по самым отдаленным деревням, радуя местных жителей, прежде всего бабушек и дедушек, чьи дети выросли, уехали в города и если приезжают с внуками, то очень редко и ненадолго. А старики скучают по общению с детьми, поэтому принимали они нас всегда с радостью и любовью. Важной заслугой театральной студии стала не только возможность общения с творческими людьми, но и регулярная речевая гимнастика. У меня были незначительные врождённые дефекты речи, которые удалось преодолеть только благодаря каждодневным упражнениям в театральном кружке при дворце культуры «Дружба» в городе Кирово-Чепецке.

Помню ещё как мы с девочками, тоже занимавшимися в кружке, с другими ребятами играли в кладовке в «бутылочку»😊 Помните такую забавную игру? Там еще целоваться надо в зависимости от того на кого укажет горлышко вращающейся по кругу пустой бутылки. Там же мы отмечали праздники, устраивали вечеринки и первая влюбленность в девушку по имени Светлана. А все эти театральные декорации, фанерные замки и деревья на колесиках из подшипников, огромные цветастые задники, которые здесь же рисовал художник, изготовление кукол из папье-маше и много других интересных вещей, которые происходят в творческой среде…