Разлив Ганги, тонны мусора и ловля коряг, пора что-то менять

Разлив Ганги, тонны мусора и ловля коряг, пора что-то менять

К вечеру Ганга разлилась, грохот ее стремительных вод, что мчатся с неистовой силой по каменному ложу гималайского ущелья, слышен издалека. На маленьких гхатах царит оживление: мужики из всех семей, что живут у самой реки, садху, что обретаются при храмах, стоя по колено в воде, вылавливают и кидают на гхаты маленькие, большие коряги и бревна, увлекаемые течением. Иногда им попадаются даже такие деликатесы как подаренный кем-то Ганге кокосовый орех. С радостным криком садху искренне, как дети радуются обретенному лакомству. Древесина, скорее всего, после просушки служит им топливом, тем более она ценна, ведь выловлена из святой воды Ганги.

Но больше всего поток несёт мусора, среди которого миллионы пластиковых бутылок, канистры для воды, куски пенопласта, тряпки… Временами течением крутит в больших водоворотах целые кучи мусора и прибивает их к берегу. Вот вода пронесла возле гхата вздувшийся труп собаки, следом за ним — дохлую свинью, ещё какое-то мертвое тело… Иногда в такие моменты мне становится особенно горько и печально от осознания того, что ничего невозможно с этим поделать, изменить сознание полутора миллиардов индийцев, приучить их бережно относиться к матери природе. Уверен, такое количество мусора может попасть в святую реку только одним способом — все, что вывозится из расположенных на берегах Ганги населенных пунктов, сваливается непосредственно на берег реки, и во время летнего половодья естественным образом смывается потоком, равномерно распределяясь повсюду вдоль реки.

Я наблюдал подобную ситуацию в Непале во время муссонных дождей когда горы мусора, сваленные на берегах священной реки Багмати смывались прибывающей водой, образуя заторы. Они, в свою очередь, как плотины, перекрывали русло реки вызывая наводнение, приводящее к затоплению городских кварталов и к человеческим жертвам. Круг замыкается: люди в своей неосознанности загрязняют реку, а она, в свою очередь, разлившись и смывая мусор, заливает города и топит людей… Неужели это не очевидно? И так происходит из года в год, но ничего в сознании людей не меняется.

Ганга — прекрасная, величественная богиня, она вьется голубой, бирюзовой лентой среди огромных Гималаев, находя себе путь на равнину, вдоль ее потока живут десятки миллионов людей, и вместо того чтобы боготворить и почитать эту небесную энергию, ниспосланную на Землю чтобы очистить человеческие грехи [суть -загрязнения ума], те же люди, что поклоняются ей, устроили из Ганги помойку, превратив ее святые воды в сточную канаву… Мой индийский друг пару недель назад напился воды и через пару дней слег с брюшным тифом. Теперь он в тяжёлом состоянии, а заболевание, которое в России свирепствовало больше века лет назад и сейчас практически не встречается, здесь — обычные дело. Почему? Да потому что люди так относятся к природе, неужели им самим это не очевидно?

Я сидел на гхате, заваленном выловленными в реке корягами, мужики продолжали выхватывать из стремительного мутного потока все новые палки и бревна, их ничуть не беспокоит проблема мусора как будто они его попросту не видят. Более того, если течением прибивает что-то потенциально полезное в хозяйстве — те радуются как дети. Потому что с раннего детства они не видели ничего иного, каждый год происходит одно и то же, а сознание этих людей уже приняло такое положение вещей как должное, их не беспокоит мусор, он — естественная, неотъемлемая часть их жизни. Как ссать на обочине оживленной дороги, присев на корточки или просто стоя. Как хоркать тут же под ноги смачно хрюкая. И в чем разница между дохлой свиньёй, которую только что унесло течением дальше, повертев в водовороте, и этими людьми?

Свинья — животное, у нее нет самоосознания, она просто живёт и справляет свои естественные свинское потребности, от нее ничего иного и не требуется. А у человека есть сознание, «пятый элемент», но если он им не пользуется, не приходит к самоосознанию, не стремится к осознанности, — он ничем не отличается от этой свиньи разве тем, что она уже сдохла, а он — ещё нет… Я долго сидел возле матери Ганги, по мере наступления темноты вода понемногу спадала, а мусора как назло стало нести все больше и больше. После заката вся поверхность водного потока превратилась в одну сплошную помойку, являя людям, живущим на берегах так любимой ими и воспеваемой живой богини Ганга Дэви их истинное к себе отношение:

«…Без осуждения, без эмоций…просто посмотрите на свое двуличие, и если молитесь матери Ганге, совершаете омовение в Ее святых, животворящих водах, смывающих ВАШИ грехи — тогда зайдите прямо сейчас в бурный, мутный поток, несущий продукты вашей жизнедеятельности и окунитесь троекратно с головой в живительную влагу, дарованную всемилостивым Бхагаваном! Что? Слабо? Стоите на берегу со своими гаджетами и воротите нос мол дурно пахнет и выглядит не очень?… Это все — ваше, Ганга — это вы и есть, ваше отражение. Посмотрите внимательно в это зеркало, нравится ли вам отражение? Или всё-таки не очень? Может пора уже что-то менять? Иначе мать Земля заменит ваш биологический вид на другой, более осознанный и вменяемый .. «