Бессонница, в отсутствие тишины, нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего

Спать я стал в последнее время как-то совсем плохо, урывками и по чуть-чуть. Единственное исключение — это минувшая ночь, когда было на удивление тихо, впервые за все прошедшее время. А может просто устал от недосыпания до такой степени, что ничего не слышал. К сожалению, Лакшманджула стала слишком шумным местом, сюда приезжают полчища индийской молодежи, и каждая ночь — это проверка на прочность твоих нервов, равно как и способности спать при любых внешних обстоятельствах. Поскольку таковой я не обладаю по определению, моя нервная система медленно и неуклонно испытывает уже ставший хроническим стресс от переизбытка людей и шума, ими издаваемого.

Помню как впервые прожив полгода в Индии, вернулся в Россию и был приятно удивлен практически полным отсутствием людей на улицах, необычной тишиной как будто в стране почти никто не живёт. Россияне показались мне тогда очень тихими, молчаливыми, воспитанными и сердечными людьми. Это было настоящим откровением после шумной, вечно куда-то спешащей Индии, где попросту не осталось необжитых мест. И вот сейчас я вновь испытываю хронический стресс от отсутствия так необходимой тишины и покоя. Кстати, в Ришикеше со мной такое случается регулярно, отнюдь не в первый раз. Именно по этой причине мой учитель йоги Суреш Радж Тхакур, так любивший бывать в Ришикеше и жить здесь подолгу, уже несколько лет останавливается как можно дальше отсюда и выше в горах. Не ровен час и мне придется последовать его примеру.

Впрочем, и в Гоа мне не очень повезло с жильем в смысле тишины, полтора года прожил фактически в индийской семье, состоящей из трёх поколений, с двумя маленькими, вечно кричащими детьми. И, конечно, ещё и все соседи, которые дадут фору любому капризному ребенку. С детьми то как раз все понятно, но вот когда взрослые ведут себя хуже чем дети — это уже клиника. Так что, при всех плюсах жизни в гоанском Кериме только перебравшись в Ришикеш я понял насколько мне там было трудно из-за постоянного шума. Наверное поэтому и уходил каждый день то подальше в джунгли, то на дикое побережье океана, где меньше шансов встретиться с людьми. Затянувшаяся жизнь в Индии довела меня до социофобии:-)

Но понемногу-помаленьку и я привыкаю к местным реалиям, раз некуда деваться от людей и извечной толчеи, стараюсь вписываться в это движение и не вовлекаться в него. Иногда удается, иногда — не очень. Раньше была отдушина в виде регулярных поездок в Непал, в Гималаи, либо в Россию. По электронной визе нельзя было находиться в Индии более положенных 90 дней, всякий раз приходилось выезжать в тот же Непал чтобы сделать визаран. В нынешних изменившихся реалиях я уже значительно больше двух лет нахожусь в Индии никуда не выезжая, и это очень непросто. Впрочем, скоро все изменится, но об этом — чуточку позже.

Главное — здесь течет священная Ганга, джунгли подходят вплотную к реке, к поселку Лакшманджула, и всегда можно улизнуть на природу, со-настроиться с ее божественными энергиями, побыть в одиночестве пусть даже под аккомпанемент орущих не своим голосом туристов, сплошным потоком сплавляющихся на рафтах с раннего утра до вечера и безостановочных сигналов автомобилей, водители которых и понятия не имеют о понятии «тишина». В любом случае, всегда есть шанс изменить ситуацию к лучшему, только вот все чаще с приятной ностальгией вспоминаю времена затяжных локдаунов, когда вся жизнь здесь была как будто поставлена на паузу. Это было прекрасное время, тихое и спокойное, когда волшебные духовные энергии пронизывали пространство, а полтора миллиарда неугомонных индийцев сидели по домам.

Но что было — то прошло, повторится ли подобное в дальнейшем — покажет время. Все, что в моих силах — это изменить свое отношение к происходящему и не вовлекаться во все эти игры ума, стараясь быть в моменте здесь и сейчас. Хотя согласно утверждению Бхагавана Раджниша (Ошо), Мастера моего Гуруджи, как нет прошлого и будущего, точно также нет и настоящего, это — всего лишь концепция ума. Мгновение если мы его в состоянии представить, уже является продуктом нашего же ума, и существует лишь постольку, поскольку мы хотим в это верить. На самом деле нет абсолютно ничего, мир — это танец Сознания, создающего и разрушающего в себе самом бессчетное множество иллюзий, отождествившись с любой из которых, мы теряем свою внутреннюю свободу, поверив в несуществующее. Остановка даже а моменте, даже на чуть-чуть невозможна простому что все есть движение Сознания.