Вот уже позади Дивали, иногда называемый «Индийским Новым годом», хотя это и не совсем так. Красивый праздник, очень душевный, яркий и запоминающийся. Не было в этом году как и в прошлом больших карнавалов, зато темноту южной ночи по-прежнему как и столетия назад, освещали крохотные масляные светильники дипа. Особенно порадовало полное отсутствие электричества в течение трёх вечеров и ночей подряд, это позволило намного глубже погрузиться в таинственную атмосферу древнего ведического праздника, а людям — побыть дольше дома, среди семьи и друзей, сократить время, проводимое онлайн и уделить, наконец, внимание тем, кто рядом.
Мне нравится этот волшебный осенний праздник, по благоприятному стечению обстоятельств вот уже в третий раз провожу это время в Индии, и всякий раз происходят длительные отключения электричества именно на Дипавали. Наверное для того, чтобы люди в большей степени уделили внимание себе и ближним, больше времени занимались внутренним созерцанием, медитацией и молитвой. Ведь именно в этом смысл всех ведических традиций, а вовсе не во внешних шумных процессиях, парадах, фейерверках и ваянии монстров. Речь идёт не просто о победе верховного божества Вишну над злобным асуром, демоном Наракой, а о внутренней победе каждого человека в схватке между светлой и темной сторонами нашего существа, в победе божественной энергии света над деструктивной энергией тьмы, саттвы — над тамасом, знания — над невежеством.
А истории — это лишь метафоры. Как людям эпохи Кали наглядно объяснить такие непростые для понимания вещи, как доходчиво и убедительно показать в каком направлении стоит двигаться каждой живой душе? Аллегории, иносказательность, множественные яркие образы стали лишь средством для мудрейших риши, «Вечных Учителей», поведавших людям о существовании абсолютной Истины. В Кали-югу даже просто следование традиции, участие в обрядах уже имеет большую силу для развития души. Если невежественный человек хотя бы будет выполнять простые действия, приближающие его к Знанию, они уже засчитываются как большая духовная заслуга. Потому что мир людей стал в какой-то момент слишком грубым, жестоким и бездуховным.
Это то, о чем говорили и говорят до сих пор, к чему призывают великие духовные учителя такие как Махавира, Кришнамурти, Гаутама Будда, Кришнамурти, Ошо, Кабир… О том, что следует лишь обратить свой взор, сосредоточенный, в-основном, вовне, на внешних объектах материального мира, вовнутрь своего существа и там искать ответы на базовые вопросы. Счастлив тот, кто услышал и принял как руководство к действию, такие люди — на верном пути. Все остальные рано или поздно вынуждены будут действовать в этом направлении потому что каждая живая душа должна развиваться, эволюционировать, она задумана и создана такой. Временное ее нахождение в рамках «материальных» иллюзий — это повод и стимул к развитию. Иначе было бы слишком просто, а Сущее любит создавать сложные, многомерные миры.
…Проливные дожди и грозы, наконец прекратились, вновь установилась сухая и жаркая погода, какая и должна быть в Гоа в ноябре. Снова можно в любое время гулять, заниматься делами, совершать поездки без риска быть застигнутым врасплох под деревом посреди урагана, грома и молнии, шквалистого ветра и под падающими с неба ветками😊 В меру возможности по утрам и вечерам я выбираюсь к океану, не всегда это удается из-за моей занятости текущими делами. Близость побережья даёт дополнительный стимул к тому, чтобы любую высвободившаяся минутку провести на лоне природы, плавая, загорая или даже занимаясь онлайн-делами прямо на пляже.
Вчера вечером, например, мы с Настей гостили у Сурьи, он сейчас снимает просторную квартиру на верхнем этаже, с большим балконом, видом на поросший лесом склон горного плато и рисовые поля. После вечернего купания и загорания я буквально влип в подвесное плетёное кресло-качалку, так не хотелось из него выбираться. Настя и Сурья сообща приготовили отличный вегетарианский ужин; за минувшие несколько недель это был первый раз когда я ел после 6 часов вечера. Потому я так захотел спать, что не а состоянии был даже прочитать полностью круги мантр, как только лег в шавасану — тотчас же и уснул.