Дипавали — мистика ночных огней, игра в реальность

До дому я добрался уже в полной темноте; в южных широтах время сумерек совсем короткое, и через каких-то полчаса после захода солнца становится совсем темно. Всё ещё слышались раскаты грома, окрестности озарялись вспышками зарниц. В наступившей тишине застрекотали цикады, мир наполнился чарующими звуками тропической природы; при входе в каждый дом согласно традиции а ночь Дипавали зажглись масляные светильники, потому отсутствие электричества в такие моменты скорее благо, ведь как еще можно почувствовать чарующую атмосферу этого необычного праздника?

Подобные ощущения я прожил пару лет назад впервые попав на Дивали во Вриндаван, в момент, когда по всему святому городу с более чем 5000 храмов зажглись масляные лампадки дипа, отключили электричество. Я в тот момент находился возле самого древнего храма Моданамохана, расположенного на вершине холма, откуда открывается вид на весь старый город. Как раз начался вечерний праздничный киртан… люди, одетые в красочные сари и дхоти, с масочным светильниками в руках, с барабанами и трубами, гирлянды цветов, аромат благовоний… У меня тогда был глубокий инсайд как будто время повернуло вспять, и сейчас не 21 век, а на пять тысячелетий раньше, когда во Вриндаване жил божественный мальчик-пастушок Кришна.

Вот и сейчас, идя под мелким дождем по щиколотку в воде по пустой дороге в черноте индийской ночи среди сверкающих лампадами домиков, под озаряемом зарницами южным небом, я испытал очень сильные ощущения чего-то древнего, изначального и незыблемого. Как будто все происходящее — это лишь декорации к грандиозной постановке, я нахожусь на съёмочной площадке, а на самом деле это лишь подобие реальности. Ещё совсем недавно, пару часов назад ярко светило предзакатное солнце, я плавал в тёплом океане, затем загорал на пустынном пляже, через несколько минут уже стоял, укрываясь от дождя, возле какой-то будки с компанией пьяных индийцев, несколькими мгновениями позже — радуга, алый диск солнца, плюхнувшийся прямо в океан и сильнейший ливень одновременно.

Вот уже стою под деревом, повсюду бьют молнии, грохот и шквал, потоки воды, треск ломающихся деревьев, падающие вокруг меня ветви, свист и вой ураганного ветра… Ночная дорога, по колено воды, поваленные деревья на ней, вереница байков с местной молодежью, обгоняющая меня, внезапное затишье, стрекот цикад и тысячи масляных фонариков вокруг. Мгновение — и я уже сижу на своем просторном балконе с чашкой горячего кофе, поставив горящие светильники, балую себя сладостями, приготовленными в честь праздника Настей и Сурьей. Всё ещё капает дождь, но гроза ушла, лишь вспышки зарниц освещают бархатно-чёрное небо… Как быстро эти картины сменяют друг друга, насколько они разные и каждый сюжет прекрасен по-своему!

Чуть позже я отправился в соседнюю лавку за свежим молоком с вечерней дойки, по пути ко мне присоединились собаки Криша и Муку чтобы получить традиционное вечернее угощение. В магазинчике во весь прилавок — импровизированный алтарь с изображением богини Лакшми (именно ей посвящается Дипавали), множество цветов и угощений. Улыбчивый хозяин щедро насыпал мне полную горсть прасада (освященных сладостей), и еще — большой пакет «для друзей». В каждом доме семьи, собравшись вместе, зажигают масляные светильники, сидя на полу. В отсутствие электричества это выглядит особенно эффектно и аутентично, как в древние ведийские времена.

Ещё вчера, ровно сутки назад повсюду скалили зубы злобные демоны-асуры, грохотала веселая музыка, потом грянула гроза, отрубилось на всю ночь электричество, а под утро крестьяне жгли на кострах изваяную накануне из подручных материалов нечисть. Сегодня пронесся ураган, наступило затишье, снова нет электричества и повсюду слышен звон молитвенных колокольчиков, а ночная темнота украшена светом бессчетного множества масляных лампадок. Разве не прекрасны такие разительные контрасты в этой драме жизни? Как будто само Существование говорит с нами посредством всех этих образов и ситуаций: «Смотри, наслаждайся, но не воврекайся полностью, это — всего лишь игра Моя и твоя, наша общая игра в «реальность»!»