Меня давно интересовал вопрос кто же такие индийские садху и сохранилась ли в этой стране древняя традиция, описанная в ведических текстах. Согласно ей, мужчина, достигший всех необходимых жизненных успехов, в момент максимальной зрелости отрекается от всех привязок ума, от собственности и имущества, денег и родственных связей, и уходит жить в природу без гроша в кармане, полностью доверив свою дальнейшую судьбу Богу. Ключевым моментом в принятии данного решения является осознание бессмысленности мирской жизни, отсутствие реальной ценности во всем том, что представляет собой материальный мир, суть — Майя, иллюзия, игра ума.
В пуранах описываются истории великих индийских царей, многие из которых, находясь на вершине славы, вдруг отказывались ото всего и подавались в глухие джунгли, полные опасностей, чтобы завершить жизнь в уединении, вдали от людей, в молитве и медитации. Это — плавный переход из мира иллюзии в Вечность, через отречение от материальных благ — к духовной богореализации. Ведь, умирая, мы не сможем отсюда ничего взять, и даже тело, которым мы пользовались в течение жизни, останется здесь, на Земле, равно как ум, привязанный именно у телу, а не к вечной душе.
Истории эти меня очень вдохновили и увлекли. К тому же, много подобных описаний можно встретить в автобиографиях всемирно известных индийских гуру, таких как Пайлот Баба (Махайог Сомнатх Гириджи), Йогананда Парамаханса, Радханатха Свами… Но как-то во время одного из сатсангов (встреч с учениками) мой духовный Мастер Свами Прем Самдарши на вопрос о том, был ли он когда-либо садху, странствующим аскетом, поведал нам свою поучительную историю. Будучи молодым человеком, увлечённым духовным поиском, Самдарши отправился в Гималаи чтобы вести жизнь отшельника, посещая святые места. Но спустя пару месяцев он вернулся обратно в полном разочаровании. Причиной тому явилось то, что он воочию убедился, насколько далеки мотивы большинства садху от истинного духовного пути.
Самдарши столкнулся с тем, что подавляющее большинство называющих себя садху, на самом деле — обычные бомжи, бездельники, не желающие работать и брать на себя какую-либо социальную ответственность, их интересуют лишь две вещи — чилим и чапати. Чилим/чиллам — большая трубка для курения марихуаны, чапати — пресные индийские лепешки. То есть, еда и наркотики. Некоторых интересуют ещё и женщины, при наличии малейшей возможности — удовлетворения похоти. Поэтому гуру предостерёг нас от такого необдуманного пути, отметив — если душа подскажет искать уединения, по крайней мере следует избегать таких «искателей Истины» хотя бы потому, что нас формирует окружение. Если рядом с тобой — людьми пьющие, рано или поздно и ты будешь пить вместе с ними, а если это люди, пристрастные к наркотикам — ты тоже к ним пристраститься, вопрос лишь во времени, которое тебе потребуется чтобы пасть.
Приезжая в Индию, я стал внимательно наблюдать за поведением так называемых «садху», среди которых чаще всего видел ленивых, не желающих чем-либо заниматься людей. Постепенно начав распознавать среди них жуликов, иногда давал отпор особо наглым попрошайкам, которых в Ришикеше и в Варанаси особенно много. Частенько возникают ситуации, когда попрошайка, выглядящий как садху, на самом деле — продавец наркотиков, ежедневно получающий немалые деньги и снабжающий наркотой местную молодежь и иностранных туристов. Нетрудно представить себе его ежедневный доход, если грамм марихуаны продается за 1000-1500 рупий, а растет она в ближайших окрестностях повсюду, собрать и насушить сырья в сезон не составляет большого труда. Несколько тысяч рупий каждый день, и это при среднем доходе рядового индийского работяги в 7000-9000 рупий в месяц!
В святых местах находят себе приют тысячи «садху»-фейков, беспрерывно пускающих клубы марихуанового дыма из трубок-чилламов, упорно не желающие возвращаться из хронического наркотического транса. По странной нео-индуистской традиции интоксикация каннабинолом якобы даёт эффект «объединения с сознанием Шивы», то есть абсолютом. Но выглядят эти садху как обычные наркозависимые, нашедшие оправдание своему асоциальному образу жизни. Не знаю каков сейчас процент истинных искателей Истины среди индийских садху, но он явно очень ничтожен. Я недавно узнал — многие садху курят марихуану по 108 (!) раз на дню чтобы удержать свое «сознание» (если оно там вообще осталось) на должном уровне слияния с «абсолютом»:-) Какой смысл бояться «короны», если от твоих лёгких за долгие годы беспрерывного курения травы практически ничего не осталось?