До Матхуры, ближайшего от Вриндавана относительно крупного города, всего 15 км. Утром я сел в заполненный пассажирами «тук-тук», и мы направились туда, где у благословенной семьи Васудэвы, плененной демоническим царем Камсой, более 5000 лет назад родился малыш, названный Кришной («темным») с цветом кожи, подобным грозовой туче. Напуганный предсказатлем-астрологом, местный царь, творивший многие бесчинства, понимал, что близок его конец, потому панически боялся рождения Того, кто вершит высшую Справедливость во всех девяти Вселенных.. Матхура — типичный город, каких немало в центральной Индии, густонаселённый, со множеством пыльных, узких улочек, безумным движением и всеми прочими атрибутами обыденной жизни любого рядового индийца. Примерно сориентировавшись по навигатору где выходить, я, заплатив всего 30 рупий, направился пешком на поиски одного маоенького, но очень важного храма, затерявшегося в узких улочках прибрежной части Матхуры. Храм построен в том месте, где родился Кришна.
Пройдя по нескольким улицам и свернув в узкий переулок, упираюсь в место, отмеченное на карте «гуггл.мэпс» как место рождения Кришны, но храма не видно нигде, по обе стороны переулка — простые жилые дома. Мне пришлось спросить у местных жителей как добраться до Кешава Дев. Они указали на тот самый переулок, где я только что был, пройдя несколько метров, вновь вижу лишь жилые дома. А издалека мне машет местный мужичок, указывая куда-то налево. В итоге прямо передо мной открывается дверь в обычном доме, появляется простой (с виду) местный житель и говорит:
— Радхе-Радхе, храм здесь, заходи.
Действительно, внутри находится совсем небольшой алтарь с мурти (скульптурами) Шри Кришны и Радхарани, украшенный золотыми тканями и цветами, на полу расстелен ковер, арядом с алтарем — лежак, на котором, судя по всему, и спит сам брамин, смотритель храма. Подойдя к алтарю, я приветствовал Всевышнего Вишну, явившего себя в этом мире иллюзий в столь необычном месте и облике пастушка Кришны. А затем спросил настоятеля можно ли присесть в медитацию примерно на час-полтора. Получив добро, устроился рядом с алтарем и погрузился во внутреннее созерцание. Объекты внешней иллюзорной реальности постепенно начали растворяться в моем сознании до тех пор, пока не образовалась единая всеобьемлющая пустота, из самых глубин которой начал подниматься неземной Свет, постепенно заполняющий все мое существо. Живой Свет, прекрасный и лучезарный, растекался лучами невиданной красоты во всех направлениях, и вскоре я стал единым целым с источником божественного свечения. Исчезли время и пространство, осталось присутствие в моменте «здесь и сейчас». На меня снизошла благодать…
Далеко-далеко слышались голоса людей, кто-то осторожно проходил мимо, тихо, шепотом разговаривал вокруг, были звуки колокольчиков и зажигали масляные светильники. Но мое сознание в то время было очень далеко. Медитация была прекрасной, лучезарной, чистой и всепоглощающей. Вышел я из нее нескоро, не знаю сколько минуло земного времени. Мне пришло состояние безусловной любви ко всему сущему, к творениям божьим; мироздание раскрылось совершенно по-иному. Вернувшись, я открыл глаза и увидел сидящего рядом брамина, читающего «Гиту», он предложил чашку горячего масала-чая, и в тишине крохотного храма в жилом квартале Матхуры я медленно приходит в себя после пережитого духовного катарсиса, хотя душа по-прежнему была очень высоко, в далёких и прекрасных божественных сферах. Поблагодарив семью, содержащую храм, я в благодатном состоянии пошел по узкой улочке в сторону набережной, предстояло найти самый главный гхат Матхуры, Вишрама гхат где, согласно текстам пуран, совершил ритуальное очистительное омовение Кришна после убийства демонического царя Камсы. Навигатор по узеньким улочкам привел меня к выходу на набережную, где проходят ведические церемонии и массовые омовения паломников. Разноцветные лодочки курсируют по реке, перевозя пилигримов на другой берег. Я впервые увидел здесь необычный метод переправы: выстроившись в одну линию, лодки плывут вдоль натянутого между ними разноцветного полотна, в лодках стоят люди и держат этот длинный отрез ткани, благодаря чему лодки двигаются друг за другом от берега — к берегу. Очень необычный способ, не правда ли?
На набережной оборудованы палатки, в них брамины проводят религиозные церемонии для групп паломников. Многие совершают омовение в реке, которое считается очень важной очистительной церемонией и обязательным элементом ятры. Но я, подойдя ближе к воде, лишь смог опустить в нее руки, заходить в реку не решился… В Варанаси купался и совершал омовения каждый день, хотя Ганга там сильно загрязнена. Но в Матхуре не смог. Дело в том, что Ямуна течет через Дели, расположенный выше по течению, можете представить как выглядит река после огромного индийского мегаполиса… На гхатах расположен храм со множеством колоколов, возле него картинно возлежит священная белая корова. Выходя на улочку, идущую вдоль гхатов, я встретил свадебную церемонию: под бой барабанов шла группа празднично одетых людей, некоторые мужчины несли на головах свадебные дары. Купив несколько сладостей и отыскав место, где можно, сидя на скамейке, испить горячего чаю, по-прежнему находясь в высшей реальности, я наблюдал за движением на улице, за жизнью живущих здесь людей. В путеводителях написано об ещё одном месте обязательного посещения в Матхуре, холме Ранга Бхуми, где Шри Кришна во время честного поединка убил Камсу. Именно туда мне предстояло идти. Прмвязки к месту с таким названием на картах гуггл не оказалось, также на них отсутствует храм Рангешвара Махадэв, где Камса поклонялся шивалингаму. Поэтому мне пришлось регулярно спрашивать прохожих как туда пройти.
__________________________________
Путешествия по Индии в сопровождении профессионального, опытного гида:
Индия: от махараджей до трущоб