На обратном пути в Баркот погода наладилась — выглянуло долгожданное солнце, горные склоны, обильно смоченные утренним дождем, зазеленели в его лучах, явив взору множество террассных полей, на которых местные жители выращивают овощи и фрукты. Здесь даже растет рис. Все та же дорога что и прежде, но в ясную погоду она выглядит совершенно иначе. Есть там такое место, где река Ямуна делится на два рукава, между которыми вырастает высокая гора, на ее вершине построен прекрасный индуистский храм! На соседнем горном склоне, высоко наверху пестреют разноцветные домики деревенских жителей, а за ними — потрясающе красивый, полноводный водопад. Как, наверное, приятно жить рядом с таким чудом природы, слышать звук падающей воды, дышать свежим горным воздухом круглый год, а не гнить заживо в вонючих городских трущобах, где кроме злобы, ненависти и стяжательства в людях уже мало что осталось человеческого!
Джип весело подскакивал на кочках, объезжая оползни и валяющиеся на дороге камни; в пути нас все время сопровождала красавица Ямуна, бирюзовые воды которой текут от гималайского ледника через Гималаи — на равнину чтобы рано или поздно встретиться со святой Гангой и двигаться вместе дальше, к бескрайнему океану. В джипе было очень тесно, и у меня время от времени затекали ноги, освободить их не было ни малейшей возможности. Зато дёшево, всего 100 рупий ($1.4) за 2-3 часа поездки! Я испытал большое облегчение, когда один из пассажиров из нашего ряда вышел на промежуточной остановке, сразу стало намного просторнее. По пути мы разговорились с соседом, он работает чиновником в департаменте здравоохранения штата Уттаракханд. Так часто бывает: встречаешься впервые с человеком в пути, и завязывается увлекательный разговор обо всем на свете. Вернувшись в Баркот, главная улочка которого в это время оказалась запруженной людьми и транспортными средствами, мы с соседом по джипу отправились испить чаю в придорожном кафе. После долгой дороги и немалых физических нагрузок на горных тропах этот чай и сладкие кокосовые шарики к нему показались мне самым вкусным на свете лакомством.
Простившись с новым знакомым и обменявшись номерами телефонов, я отправился искать отель. С того момента как меня обманула отельная сеть OYO, перестал бронировать номера онлайн, лучше пройтись по ближайшим гостевым домам, посмотреть доступное жилье, прицениться, поторговаться чем заплатить деньги онлайн и в итоге остаться ни с чем, потому что в Индии многие отели — просто онлайн-фейки. Пройдясь вглубь городка и не обнаружив там гостевых домов, я понял: почти все они сосредоточены на главной «проездной» улице, поблизости от стоянки автобусов, джипов и маршрутных такси. Городок вполне уютный, он находится в широкой, плоской межгорной долине, среди живописных склонов Гималаев, на берегах чистейшей реки Ямуны. В Баркоте несколько храмов, среди них выделяются два очень древних, выполненных в традиционном многоярусном стиле. Вернувшись на главную улицу, я зашёл в один из отелей, в нем вообще никого не оказалось, ни постояльцев, ни работников. Разве что еще один потенциальный клиент, тщетно пытавшийся дозвониться по номерам телефонов, указанным на ресепшене. Я спросил почему ему нужен именно этот отель и получил ответ-рекомендацию:
— В прошлом году останавливался здесь всего за 350 или 400 рупий, мне очень понравилось.
Когда он ушел, я сел на диван в холле и решил немного подождать. Вскоре появились двое парней, работников отеля, между нами начался забавный торг:
— Намасте, братья, найдется ли одноместный номер всего на одну ночь для меня?
— Комнаты есть, можно посмотреть. — Ответил один из них.
— Отлично, я готов.
— Одноместных у нас нет, есть 2-, 3-х местные номера.
— Самое то, для меня главное чтобы было тихо и уютно. Вот этот номер сколько будет стоить? — Спрашиваю я.
— Этот — за тысячу.
— Нет, вроде полторы тысячи. — Встревает в разговор второй парень.
— Сколько-сколько стоит? Я не расслышал? — Развлекаюсь я.
— Полторы тысячи…
— Столько весь этаж стоит. Я хоть и белый, но не «белая обезьяна», брат, я живу в Индии, назови мне адекватную цену пока со смеху не помер.
— За 500 сдадим — не вопрос.
— Триста, больше — ни рупии. — Не унимаюсь я. — Иначе пойду в соседний отель, я там прошлой ночью ночевал в трехместном номере за 400 рупий, так что цены знаю.
— Ну может и четыреста…
— Хорошо, друг, 400 рупий — не вопрос, остаюсь.
Так я получил вполне чистый и просторный номер с (внимание!) горячей водой! С выходом на террасу, с которой открывается прекрасный вид на весь город, долину Ямуны и горы. Приняв душ, я сел на пол посреди балкона, задрав уставшие за день ноги на перила и предался отдыху. Предзакатное солнце ласково освещало чудесный городок, в храмах которого звенят молитвенные колокольчики, на крышах домов женщины снимают высохшее за день белье и перебирают собранный на полях и огородах урожай, во дворах резвятся дети, катаясь на велосипедах или играя в крикет, мужики сидят на лавочках и живо обсуждают политические баталии.
Поужинал я в соседнем ресторанчике все тем же набором простых северо-индийских яств — дал, чапати и чай. Этого для меня вполне достаточно, незачем есть много и часто. Пару раз в день — не более того. Иногда и один раз, в зависимости от нагрузки и самочувствия. Вскоре в ресторанчик набилась уйма народа, целый автобус только что приехавших шумных, хоркающих, горлопаняших индийцев, имеющих привычку неприкрыто глазеть на любого иностранца. Я, конечно, ко всему этому уже привык, но все же, поблагодарив очень вежливого, улыбчивого официанта, поспешил ретироваться обратно в отель, в более тихое и спокойное местечко. Не люблю весь этот шум, беспричинную и бессмысленную суету и излишнее внимание к своей персоне. Впрочем, с балкона меня вскоре выжили комары, которых в Баркоте оказалось немало, и мне пришлось укрыться от них в комнате, выторгованной накануне за относительно адекватную цену. Завтра — завершающий день путешествия по «Чор Дхам», четырем индуистским святыням штата Уттаракханд. Путешествие, состоявшее из четырех отдельных этапов, можно будет считать завершенным после возвращения в Ришикеш. А пока…все равно есть приятное ощущение удовлетворенности от проделанной работы и радость от осознания того, что рано или поздно мечты становятся реальностью. Разумеется, если не просто мечтать, а делать все возможное для реализации задуманного. Все — во власти Бога, но и мы — Его неотъемлемая часть.
Путешествие к четырем саятыням