Пока я был в храме, начался дождь — холодный, пронизывающий, с ветром. Какой ещё погоды ожидать на высоте почти 4 километра? Глотнув свежего гималайского воздуха после давки и сильного шума в храме, устроенного обезумевшими индусами, я поклонился Кедарнатху, нашел свои туристические ботинки, припрятанные под лавкой, и направился перекусить. Требовалось некоторое время чтобы прийти в себя, собрать чувства и мысли воедино и выдвинуться в обратный путь. По соседству с храмом много сувенирных лавок и тех, что торгуют приношениями для получения даршана (благословения). Забегаловок с едой — единицы.Я зашёл в первую попавшуюся, заказал дал с лепешками чапати и горячий чай чтобы согреться. Тем временем дождь усилился, и местные садху, те, что сидят обычно у храма и собирают пожертвования паломников, направились именно в эту забегаловку чтобы перекусить. Среди них встречаются очень колоритные типажи, с полностью покрытым разноцветной краской лицом, загримированные под индийских богов.
Один баба сел напротив, на нем, кроме белой накидки как у арабов, вообще не было никакой одежды, но габаритов он был поистине богатырских, шириной в три меня в обхвате если не больше. Наверное поэтому ему и не холодно на такой высоте при температуре около 0 грудусрв (что для индийцев равноценно -60 С для россиян), во время дождя с пронизывающим ледяным ветром. Закончив с обедом, я накинул непромокаемый непальский плащ и быстрым шагом пошел той же дорогой вниз. Дождь то прекращался, то принимался идти вновь; в какой-то момент небо стало освобождаться от облаков и показалось будто погода наладится, но затем снизу по межгорной долине быстро налетела очередная порция дождевых туч, клубящихся внизу (что очень необычно выглядит когда облака идут на тебя снизу вверх, ползут почти вертикально по горным склонам). И вновь стало дождливо и серо вокруг. Спускаясь быстрым темпом вниз, иногда я практически бежал чтобы осталось как можно больше времени на отдых в Гаурикунде или куда меня там забросит Сущее. А вереница паломников, с превеликим трудом поднимающихся снизу вверх, все не иссякала, люди и лошади, носильщики и их пассажиры все шли и шли бесконечным потоком, только во время дождя и во второй половине дня их стало намного меньше. Все же, индийцы в массе своей живут небогато, и значительно дешевле обходится ночёвка внизу, чем в палатке непосредственно в Кедарнатхе, по цене номера люкса в столичном отеле.
Обратная дорога заняла у меня чуть менее 3 часов, лишь один раз остановился попить чаю возле прекрасного водопада, пообщался с продавцом и его друзьями, как говорится, за жизнь. Здесь же встретил идущим наверх того самого старца, с которым встречался высоко в горах, возле истока Ганги, у ледника Ганготри! Это был единственный человек, с которым мы встретились в тех запредельных, мистических местах. И вот, он идёт в Кедарнатх, мне навстречу. Я подошёл к нему, поприветствовал и напомнил где мы виделись ранее. Он был приятно удивлен этой встречей, заулыбался в свою густую бороду. И каждый направился своей дорогой — «Неисповедимы пути господни».
Вернувшись в Гаурикунду, я устроился в том же гостевом доме и получил ключи от той самой комнаты, где ночевал ранее. Решив остаться здесь на пару ночей, чтобы прочувствовать в полной мере энергетику исторического и священного места, я вывесил сушиться после восхождения всю одежду на вышедшее было солнце и прилёг отдохнуть после долгой пешей дороги. Всё-таки 18 километров трудного подъёма наверх с набором высоты в 1500 метров, высоко в горах, а потом спуск под дождем — это уже 36 километров! Даже на равнине пройти такое расстояние в течение дня весьма непросто, мне же удалось совершить восхождение за 3 с половиной часа, успеть все сделать наверху, посетить храм Кедарнатха, получить даршан и вернуться обратно! При этом, я отнюдь не испытывал сильной усталости, и на сей раз, воспользовавшись нормальной, надеждой туристической обувью, не получил травм, ноги были в полном порядке (не то что в Бадринатхе, когда ходил к подножию горы Нилкантха и заблудился на обратном пути). Это тогда у меня возникла здравая мысль: «Джаянт (мое индийское имя), никогда не экономь на туристической экипировке и на еде во время путешествий — дороже обойдется устранять последствия…»
Как это обычно бывает, после долгой физической нагрузки я, намерившись «полежать часок-другой» крепко уснул. Напомню: прошлой ночью не давали спать горластые индусы, которых подняло ни свет-ни заря, и они тут же принялись орать и суетиться. Сладко поспав, я зашёл в соседнюю забегаловку, немного перекусил чем Бог послал, да ещё и встретил в ней соотечественника. Он зашёл и сразу направился ко мне, начав разговор на русском. Хотя обычно русские никогда не узнают во мне россиянина, настолько сильно меня изменила жизнь в Индии и Непале:-) Мы разговорились с ним, оказалось, он тоже большую часть времени проводит в этих странах, занимается йогой и организацией путешествий. Он часто водит группы в Ганготри, где, как считает, обретаются очень мощные духовные энергии. В-обшем, мы друг друга прекрасно поняли, мило побеседовали на родном, русском языке (у меня такая возможность бывает крайне редко), и он заспешил по своим делам, ранним утром завтрашнего дня ему предстоит совершить уже пройденный мною путь в храм Кедарнатха.
После ужина, естественно, я направился к горячему серному источнику, захватив с собой полотенце, маленький пластиковый кувшин и шампунь. Вымыть голову горячей водой в условиях горного похода — это великое удовольствие, кто путешествовал — тот это хорошо знает. В местных «отелях» горячей воды нет в принципе, а здесь рядом — священный термальный источник. Найдя в темноте уютный камешек возле самой воды, я предался длительному удовольствию — обливанию из кувшина серной водой. Напомню, температура воды здесь такова, что полностью в нее не заберешься — горячо, а вот аккуратно обливаться ею — самое то. Набрав воды, я отошёл подальше от кунды (озерца с источником) и вымыл голову. Хотя индусы часто моются прямо в источнике, а их женщины…умудряются в нем дале стирать свои пожитки. И это при том, что место сие является священным, предназначено только для ритуальных омовений до и после восхождения к храму Кедарнатха. Я, живя долгое время в Индии, конечно, уже ко многому привык, не все могу принять и не со всем согласиться, но когда при мне в маленьком замкнутом водоеме диаметром 4 метра, где люди совершают ритуальное омовение, их женщины начинают стирать свои, извините, заношенные трусы… Толерантность — толерантностью, но я всё-таки не панк:-)
В-общем, приняв горячую ванну, вернулся в номер гостевого дома и вновь завалился спать памятуя о предстоящем раннем подъёме так как к вечеру количество постояльцев прибыло, и это означает — в 4 утра снова будет дикий гвалт и долгие, двухчасовые сборы. Ещё можно немного поспать после 6 утра, тем более, завтра у меня день отдыха и медитации!
______________________________________
Места в моих авторских путешествиях по Индии в ноябре-декабре:
«Золотой треугольник Индии» 13 — 18 ноября и 20 — 25 ноября Подробнее
«Священная Индия» 4 — 11 ноября Подробнее
«Сокровища Кералы» 27 ноября — 8 декабря, 10 — 21 декабря Подробнее