После купания в обжигающей тело ледяной воде мне стало вначале жарко, а затем холодно. Сказывается высота более 4300 м.над уровнем моря, здесь особо чквствуется пронизывающее дыхание ледника. Совсем рядом — белоснежные вершины Больших Гималаев; к тому же погода высоко в горах очень переменчива. Стоило облакам закрыть солнце как сразу похолодало, захотелось согреться в движении. Поэтому я, быстро одевшись и немного посидев у истока священной Ганги, направился в обратный путь. Идя той же тропой и встречая по пути людей, уставших от затяжного многочасового подъёма, пытался ободрить их, отвечая на вопрос о том, далеко ли ещё идти: «Нет, уже совсем рядом!» Кстати, возле того маленького храмика Шивы, что устроен посреди каменных глыб возле истока Ганги, ещё по пути вперёд я встретил очень колоритного старца-садху. Он одет во всё белое, на голове — тюрбан, в руке у него деревянная трость, какие здесь часто носят с собой отшельники. У бабы, которому на вид 60-70 лет, большая седая борода и пушистые, нереального размера брови. Внешне он напоминает совершенно сказочного героя, доброго волшебника. Позже я расскажу ещё об одной встрече с этим старцем, уже с совершенно другом месте.
Обратный путь — это преимущественно медленный спуск по склонам гор, он не составил для меня особого труда. Около трёх часов я в хорошем темпе шел по каменистой тропе, остановившись только один раз чтобы выпить горячего чая с печеньем. На всем 18-километроврм пути есть лишь два пункта, где можно слегка подкрепиться, но скорее всего во время «высокого» паломнического сезона, в мае-июле торговых точек здесь намного больше. Меня удивила чистота вдоль тропы, полное отсутствие мусора, что, скажем честно, для Индии совсем не характерно. Видно как сотрудники нацпарка следят за состоянием паломнической тропы, регулярно поновляют ее и прибираются за индийскими паломниками. По мере спуска с гор мне становилось все теплее, а яркое солнце, окончательно выбравшееся из облаков, светило мне вслед. Снежные вершины заволокло слоем облаков, сквозь которые проглядывали из сверкающие на солнце грани, похожие на миражи. Наконец я пришел к пропускному пункту, сдал свой разовый пропуск и искренне поблагодарил сотрудника за отличную работу, прекрасное состояние тропы, чистоту и порядок на маршруте. Ему было очень приятно услышать добрые слова благодарности, тем более от иностранца. Кстати, прямо возле КПП построен красивый индуистский храм, он расположен среди хвойного леса, на высоком скалистом обрыве святой реки, грохочущей каскадами водопадов.
По пути я встретил хозяина гостевого дома, в котором провел сегодняшнюю ночь, он поднимался в горы, сопровождая туристов и планировал заночевать в палаточном лагере. Мы договорились о том, что я вновь расположусь на ночлег в той же комнате с видом на водопад Сурьякунда. Поэтому, придя в деревню Ганготри, я первым делом устроился на прежнем месте. Когда все необходимые после восхождения дела были сделаны, я завалился в кровать под теплое одеяло и сладко задремал, удовлетворённый событиями сегодняшнего дня. На душе было светло и спокойно, полный штиль и безмолвие. Проснувшись вечером, я отобедал в том же крохотном ресторанчике, у приветливого деда, готовящего всю еду только своими руками. Он и его друзья немало удивились тому, как мне удалось в течение одного дня подняться до ледника и спуститься вниз, да ещё не поздно вечером, а при солнечном свете.
— У тебя много хорошей жизненной энергии. — Заключил дед, подкладывая мне только что испеченные на открытом огне лепешки-чапати.
Действительно, подъем протяженностью 18 км по горной тропе на приличной высоте я осилил без больших усилий за 3 с половиной часа, а спуск — за 3 с учётом получасовой остановки на чай и вкусняшки. Действительно постоянно чувствую поддержку высших сил, как будто у меня есть крылья, а тело потеряло свою массу, идти по тяжёлым горным тропам мне совсем просто, главное — не останавливаться и не жалеть себя. К тому же, за время жизни в Индии мое тело стало совсем лёгким и устойчивым к любым физическим нагрузкам, это — благодаря занятиям йогой и медитацией, а ещё — скромному питанию только натуральной, чистой и исключительно вегетарианской пищей.
В надежде попасть на вечернюю пуджу, я направился в храм Ганга Дэви, сделав это очень вовремя: как раз на площади перед белоснежным храмом, на специально расстеленных коврах собирались паломники чтобы принять участие в вечерней молитве и огненной пудже. Вскоре колоритный отшкльник-садху в оранжевых одеждах, с окладистой бородой и в тюрбане принялся звонить в колокола, молодой парень отбивал барабанную дробь, двери храма открылись, и двое браминов-пуджари начали яркую церемонию вечерней молитвы. Ганга Дэви преподносились подарки и, символически — все 5 элементов нашего мира. Я мысленно благодарил Гангу за покровительство и поддержку не только в сегодняшнем восхождении к истоку реки, но и за всю ту духовную помощь, исходящую от богини, которую чувствую постоянно, во всех жизненных ситуациях с тех пор, как сроднился со священной рекой Индии и начал чувствовать на тонком плане Ее энергетичнские вибрации. Причастившись от огня пуджи, направился к гхатам чтобы набрать воды в литровую бутылку и привезти с собой в Ришикеш. На обратном пути в гостевой дом купил несколько небольших подарков для своих индийских друзей, ведь завтра рано утром мне предстоит отправиться в долгий 11- часовой путь в Ришикеш.
______________________________________
Места в моих авторских путешествиях по Индии в ноябре-декабре:
«Золотой треугольник Индии» 13 — 18 ноября и 20 — 25 ноября Подробнее
«Священная Индия» 4 — 11 ноября Подробнее
«Сокровища Кералы» 27 ноября — 8 декабря, 10 — 21 декабря Подробнее