*ВНИМАНИЕ! Статья содержит шокирующие подробности обряда кремации умерших, не рекомендуется читать людям с неустойчивой психикой!
В Варанаси огромный международный аэропорт, чистый и современный. Выйдя наружу вместе с водителем предоплаченного такси, мы обратили внимание на прекрасный ландшафтный дизайн всей прилегающей территории: посреди аккуратных зелёных газонов и лужаек гордо развевается государственный флаг Индии. Стоило отъехать от аэропорта как разразился настоящий тропический ливень, в небе вспыхнули молнии и прогремел гром. Под этот аккомпанемент нас обогнал легковой автомобиль с багажником на крыше, а в багажнике…человеческий труп, на деревянных носилках, завёрнутый в оранжевое покрывало и привязанный к багажнику веревкой чтобы не потерялся по дороге. Вскоре видим ещё несколько автомобилей, и на каждом — аналогичный груз! Умерших везут на Маникарника гхат — традиционное место кремации в Варанаси.
Неотразимый колорит буквально сразу же заставляет окунуться в суровую реальность жизни в «городе мертвых». Стоит сказать, что ежедневно на двух гхатах Варанаси сжигают на погребальных кострах от 200 до 400 человеческих трупов. А тех, кого по тем или иным причинам сжечь нельзя, просто заворачивают в саван, привязывают к камню, отвозят на лодке на середину реки Ганги и спускают в воду… По различным данным таких «утопленников» только в одном Варанаси в год насчитывается до 45 000!
В соответствии с традициями Хинду нельзя предавать огню умерших детей в возрасте до 3 лет (по некоторым данным — до 7), беременных женщин, умерших во время эпидемий, укушенных коброй и садху (странствующих монахов). С детьми все понятно — у них ещё чистая карма, и они практически безгрешны, с беременными — тоже, по причине нерожденного чистого младенца. Насчёт погибших во время эпидемий уже сложнее, это сложно понять, казалось бы, должно быть наоборот из соображений безопасности. Умершие от укуса кобры на самом деле иногда «оживают». Считается, что от яда кобры человек впадает в кому и может очнуться в любой момент. Таких бедолаг заворачивают в полиэтилен, кладут в лодку, привязав к телу табличку с именем и адресом места жительства, отпуская вниз по течению реки. Ходят истории о якобы неоднократно оживленных при помощи садху людей, считавшихся погибшими от нападения кобр. Садху не сжигают потому, что они уже чисты и непорочны, встав на путь садханы (отшельничества, духовного поиска), человек отказывается от всех мирских благ и привязанностей. Считается, сжигать в таком случае нечего, человека с его грехами, страстями, эго и желаниями уже нет, садху — как воплощённые ангелы.
Традиционно кремируют тело в течение нескольких часов после смерти человека, потому что в Индии круглый год жарко, сохранять умершего более длительный срок сложно и ни к чему это. Сами похороны выглядят для непосвященного человека, мягко говоря, жутковато. Хотя для индуистов это — совершенно обычный и естественный ритуал. На самом деле он очень сложен, достаточно понаблюдать за всеми действиями семьи покойного и помощников, организующих похороны. В идеале кремация должна быть проведена на берегу святой реки Ганги или Ямуны. Если до них далеко — то возле любого водоема, лучше реки. Покупается 380-400 кг. дров, именно столько необходимо для полного сожжения человеческого тела. На богатых похоронах используется даже дорогостоящее сандаловое дерево! Семья умершего считается нечистой, его братья (или сыновья) сбривают все волосы на теле, оставляя маленький хвостик волос на затылке, надевают чистые, белые одежды. Перед кремацией тело покойного омывается в реке и умащается благовониями. Также купаются в реке все члены семьи чтобы «очиститься». С трупа снимают оранжевое шёлковое покрывало и стирают его в реке, белый шелковый саван, в который он завернут, не снимается. Затем следует прощание каждого из присутствующих на похоронах, после чего тело кладется на помост из дров, обкладывается ими со всех сторон, иногда и сверху, после пятикратного обхода по часовой стрелке вокруг усопшего костер поджигает с 4 сторон старший из сыновей или старший брат. Огонь приносится из храма Шивы, использовать любое горючее запрещается — только естественный священный огонь. Далее в течение 3-4 часов происходит процесс горения, за ним следит специальный человек (иногда и не один) из касты неприкасаемых, орудующий длинной палкой-шестом и следящий, чтобы все части тела сгорели. Эта работа считается нечистой, зато очень доходной, потому что «сжигателю» достаются все драгоценности, надетые на покойника (их запрещено снимать после момента смерти). Часто родственники сами предупреждают о том, что именно нужно искать в пепле… К тому же, за такую работу неплохо платят, но занимаются ею только выходцы из одной низшей касты индийского общества.
Женщин не допускают до погребального костра, все они сидят в отдалении и наблюдают за процессом горения с безопасного расстояния. Причина необычна: до 1928 года в Индии был обычай самосожжения женщин-вдов, назывался он Сати… Статус вдовы в обществе был настолько плох, что смерть была лучшим избавлением от пожизненного страдания. Вдовы не имели никаких прав, с ними переставали общаться даже собственные дети. Часто женщин насильственно толкали в погребальный костер мужа. Сейчас такие случаи самосожжения иногда случаются, но за это предусмотрена уголовная ответственность для всех членов семьи.
До завершения горения (далее — информация не для слабонервных, кому противно — лучше не читать) если череп умершего не лопнул сам, его длинной палкой разбивает на части опять-таки старший брат или старший сын умершего. Это делается для полного освобождения души усопшего. От мужского скелета сохраняют одно ребро, от женского — бедренную кость. Такую обгоревшую кость бросают через левое плечо в реку. По завершении горения останки смывают туда же. Если дров было недостаточно, и сгорел не весь труп, все оказывается в реке, и ниже по течению за дело принимаются бродячие собаки, всегда стаями дежурящие в таких местах… У бедных семей может не хватить денег на покупку дров, которые стоят от 50 рупий за килограмм, поэтому слегка обгоревших трупов в реках плавает более чем достаточно. Для их сбора и утилизации опять-таки есть специальные люди из касты неприкасаемых. Часто они находят в кучах пепла, который просеивают через мелкое сито, золотые и серебряные украшения, иногда — даже с бриллиантами, после чего продают их.
Ух…я рассказал множество подробностей, но далеко не все. Полагаю, и этого уже более чем достаточно. А что происходит с трупами бедолаг, которых просто кидают в реку привязанными к камню, нетрудно представить… Около 45 000 разлагающихся трупов в год только в «акватории» одного, не самого крупного города Индии… Поэтому Варанаси называют «городом мертвых». Его основателем и покровителем считают самого бога Шиву, считающегося разрушителем Вселенных. Где смерть — там всегда присутствует Шива (хотя в индуистском пантеоне есть еще Яма — бог смерти). В соответствии с традициями индуизма умереть в Варанаси — значит выйти из Колеса Сансары, из череды рождений и смертей. Индийцы верят в то, что умершим в этом городе милостью господа Шивы даруется освобождение от Сансары и соединение души (Атмы) с единой вселенской душой/Сознанием (Параматмой). Но в Варанаси везут покойников со всей Индии и даже из других стран мира. Кремация на гхатах (набережных) этого города Шивы очищает карму и способствует более благополучному рождению в следующей жизни.
Добро пожаловать в «город мертвых»!