К полудню дождь всё-таки прекратился, даже начало проглядывать солнце. Пользуясь улучшением погоды, мы отправились на прогулку по набережной, реконструкция которой была завершена буквально в прошлом году. Раньше эта часть Ришикеша представляла из себя очень аутентичную индийскую действительность, вечно ремонтировалась, многие годы с ней что-то пытались сделать, укрепить ее, привести в удобоваримый вид. Летом на ней была грязь и вода, в сухой сезон года — пыль и бесконечные ремонты. А сейчас вдоль Ганги построена замечательная набережная в практически европейском стиле.
Но все равно Индия — есть Индия, и милый сердцу провинциальный колорит никуда не исчез: повсюду ходят коровы с телятами и внушительного размера быки, лежат отдыхающие собаки вперемежку с многочисленными садху, одетыми во все оранжевое, с тюрбанами на голове. Среди садху есть и очень колоритные деды возрастом явно превышающие 80-90 лет, и относительно юные. По сложившейся традиции здоровается с ними не как с обычными людьми «Намасте», а говоря «Хари Ом». Хари — это имя Бога, одно из имён господа Шивы, Ом — священный слог, «Глас божий».
Садху здесь повсюду, Ришикнш, и особенно районы Лакшманджула, Рамджула — их излюбленное место, где всегда можно найти лавку для ночлега, еду, общение с себе подобными и, конечно, туристов с паломниками, которые традиционно делятся сл странствующими аскетами кто чем может. Впрочем, большинство садху вообще ни о чем не просят, они просто живут здесь, на берегу Ганги, общаются друг с другом, занимаются своими бытовыми делами. С древнейших ведических времён в Бхарате (Индии) сложилась традиция, когда люди, вставшие на путь духовного развития (чаще всего мужчины) разрывали все отношения с родными, обществом, раздавали свое имущество и уходили жить в природу.
Святых отшельников стали называть садху от санскритского слова «садхана». Садхана — это духовный путь, подразумевающий отречение от чего мирского и следование высшим духовным идеалам, по сути это и есть духовный путь человека. Такого человека называют садхак, садху, саду или просто «баба». В Индии баба (ударение на последний слог) — это святой отшельник, человек без семьи, работы, без привязанностей к материальному, ищущий в себе божественное и готовящийся уйти в мир Истины.
Таких святых отшельников в Индии всегда уважали, считалось большим благом накормить садху или дать им немного денег на пропитание, предоставить им кров и всяческое почтение. Даже цари и императоры поклонялись святым мудрецам, в пуранах описаны многочисленные случаи, когда величайшие цари Индии щедро одаривали садху, прислушивались к их советам, а иногда и выдавали за них замуж своих дочерей. Делалось это по указанию богов для рождения святых, высших душ, которые могут прийти на Землю только в священном союзе двух людей, обладающих невероятной духовной силой.
Стоит ли говорить что и у меня постепенно появились знакомые среди садху, с которыми можно время от времени пообщаться за стаканом масала-чая. Хотя в большинстве своем садху неразговорчивы, ведут уединенный, аскетический образ жизни. Мне явно повезло встретить на берегу Ганги Чандрананда-бабу, очень высокодуховного отшельника, стремящегося к полному слиянию с Абсолютом.