Ранним утром, проснувшись около 6, первым делом заказываем по чашке масала-чая. Несмотря на вчерашнее обещание сотрудников отеля, что нам приготовят завтрак, сегодня выясняется — кроме чая ничего нет, кухня работает с 8 утра. Но это все мелочи, мы за годы странствий привыкли довольствоваться малым и оперативно принимать решения.
Выезжаем из отеля в начале восьмого, на улицах Канпура грязно и пустынно, утром стоит не то туман, не то смог, собаки, сбившись в стайки, спят, прижавшись друг к другу, по помойкам ходят коровы и свиньи, здесь же, или прямо на тротуарах спят нищие. Бездомная женшина с двумя детьми разводит маленький костер в водосточной трубе, детишки жмутся к ней, замерзнув при ночной температуре всего в 11 градусов тепла…
Таким предстает Канпур, типичный, перенаселённый город Индии, где множество людей вынуждены влачить жалкое существование. Наконец нам удалось найтм более-менее опрятно выглядящее придорожное кафе со множеством посетителей. Заказали пакоду, паротту с чатни и, как обычно, чай масала, который почему то на поверку оказался соленым.
Паротта — пшеничная лепешка, обжаренная на масле, готовят как на сковороде, так и в тандыре (во втором случае она в разы вкуснее). Пакода — тоже жареная вкусняшка, в панире, то есть в панировке, обвалянная мукой и обжаренная в масле начинка, как правило, из овощей, с добавлением репчатого лука. Чатни — острый соус, готовится в южной Индии (Керала, Карнатака) с измельченной мякотью кокоса, в составе — овощная паста, специи, чеснок. Все измельчается до состояния кашицы и подается в качестве соуса к разным блюдам.
Продолжая движение по вполне современной платной автотрассе, поражаемся количеством автокатастроф: по пути нам встретилось как минимум пять аварий, все — с участием большегрузов, причем, судя по напрочь снесенным и полностью смятым кабинам фур, столкновение происходит на очень высокой скорости. Шансов выжить у водителя и пассажиров в таких случаях почти нет… Полная неразбериха на дорогах — это проблема не только Индии, но и ряда других стран Азии. Когда мы были в кругосветной экспедиции, отметили эту особенность менталитета еще во Вьетнаме.
Потому сейчас нами был сделан единственно правильный выбор — аренда автомобиля с профессиональным водителем и сменщиком, по совместительству гидом, владеющим местными языками и знающим особенности менталитета населения.
До Варанаси мы ехали 9 часов, местами дорога представляла собой одну сплошную пробку, пробираться при такой загруженности приходилось с трудом. Наконец пересекаем священную Гангу по мосту, а затем уже по другому мосту возвращаемся на левый берег, где предстоит найти наш хостел. Навигатор приводит нас в нужное место, созваниваемся с администратором хостела, он встречает нас и провожает (самим найти его практически невозможно в системе узких улочек Старого города).
Уютный хостел, нам очень понравился. Мы прогулялись по гхатам (ступеням, спускающимся к реке Ганге), здесь чувствуется возвышенное присутствие Высшего, ощущается поток любви и благодати, исходящий от красавицы Ганги, почитаемой индуистами как живая богиня Ганга Дэви.
Заранее заняв места на месте проведения ежедневной ведической церемонии Арати («огненной» пуджи), отправляемся вместе с тысячами паломников, горожан и туристов любоваться набережными, лодками, плывущими по глади воды, и просто наслаждаться бесконечно прекрасной энергетикой древнего города Варанаси, ранее называвшегося Бенарес и Каши, по преданию, основанного богом Шивой более 5000 лет назад.
Ежедневно в Варанаси проходят специальные богослужения — «огненные пуджи», называемые «Арати». Главная пуджа собирает большое количество людей, проходит ранним утром, на восходе солнца и вечером, с наступлением темноты. Нам посчастливилось посетить вечернюю Арати и получить огромный позитивный настрой от участия пусть даже в качестве зрителя, в этом древнем ведическом ритуале, прославляющем живую богиню Ганга Дэви и многих богов индуистского пантеона. При богослужении используются символы пяти элементов, проводят его специально обученные брамины.
По окончании Арати мы по традиции принесли в дар Ганге корзиночки с цветами и горящим огнем, после чего, полюбовавшись ночным освещением набережной самой священной реки, направились в тихие, узкие улочки Варанаси в надежде найти национальные головные уборы.
Эта попытка тотчас же увенчалась успехом — в небольшой частной лавке мы находим «куллу топи» — небольшие мужские шапочки, напоминающие по форме тюбетейку, изготовленные вручную из шерсти, с тканой нашивкой. Бытуют такие головные уборы в долине Куллу, раскинувшейся по берегам реки Беас в штате Химачал Прадеш, на севере Индии. Три разные по отделке «куллу топи» становятся первым приобретением в штате Уттар Прадеш. Но это еще не все, мы находим шерстяной шарф ручной работы, изготовленный из разноцветных нитей. Со слов хозяина магазина, имеющего собственное производство, именно такие шарфы являются наииболее популярными в Варанаси и его окрестностях. Шарф изготовлен именно в этом городе, что немаловажно для музея.
Остаток вечера мы провели на крыше хостела, оборудованной верандой с зоной чилл-аут, на ужин были простые и осень вкусные вегетарианские блюда индийской кухни. Завтра нам предстоит отправиться в 5:15 утра на лодочную экскурсию по священной Ганге. Вставать придется очень рано