В Индии особо почитаемы те, кто, находясь в физическом теле человека, сумел достичь главной цели всех многочисленных и многообразных воплощений вечной души (атмы) — полного слияния с Высшим Сознанием (Богом). В разных традициях это качество именуется по-разному: мокша в Санатана Дхарме (индуизме), просветление, богореализация, нирвана в буддизме, святость — в христианстве.
Пройдя через колоссальный опыт многочисленных воплощений в разных качественнных состояниях, во множестве миров, основа нашего существа (душа) возвращается к своему бесконечно прекрасному Источнику, узы сансары (череды перевоплощений) заканчиваются, божественная игра (лила) для нее завершается.
Каждая часть Целого рано или поздно возвращается в него, растворяясь в бесконечном блаженстве. Но путы Игры настолько сильны, что душе приходится проживать несметное множество воплощений в трех основных видах миров: физическом (грубоматериальном), астральном (тонком мире) и каузальном (мире мысли). Только достигнув совершенства и завершив, отработав все тенденции, душа возврашается к своему источнику, в высшее Сознание.
Как ночной мотылек летит на пламя свечи чтобы, в конечном счете, сгореть в нем — так и наша душа стремится к Свету для того, чтобы закончить череду сменяющих друг друга иллюзий, кажущихся бесконечным испытанием. Сгорание всего физического во всеочищающем огне Истины в виде символа присутствует во всех мировых религиях (пламя).
В Индии желтый, охристый, оранжевый, шафрановый цвет одежды святых отшельников, послушников ашрамов или людей, следующих той или иной духовной тпадиции, также символичен, олицетворяет сжигание кармы (тенденций ума) в огне Истины.
Гуру, Мастера здесь почитают как бога, потому что нет разницы между достигшим просветления и высшим Сознанием: личность, ум, эго заканчиваются. Мастер лишь имеет тело человека, но его сознание находится в высшей реальности.
Потому нет ничего удивительного в том, когда Гуру поклоняются как божеству. В эти дни в Керале проходит ежегодное празднование, в городок Варкала, где находится ашрам (духовная школа), основанный некогда Шри Нараяна Гуру, стекаются десятки тысяч паломников со всей страны. На несколько дней Варкала превращается в большую, яркую ярмарку, где, помимо красочных церемоний, шествий и празднеств, продается множество товаров.
По улицам ездят автомобили, украшенные цветами, изображениями Шри Нараяна Гуру, за ними шествуют паломники и послушники ашрама, одетые в одежды цвета солнца, с флагами и жетными зонтиками, они без устали повторяют мантру во славу своего гуру «Ом Шри Нараяна Парагуру Намаха».
Смелые, поистине революционные идеи Шри Нараяна Гуру, отрицавшего какие бы то ни было различия между людьми, — и это во времена варновой/кастовой системы в Индии, — легли в основу нового учения, свободного от предрассудков и предубеждений, суть его — в равенстве всех перед единым Богом.