Многие люди Запада совершенно неверно понимают значение Кармы, считая ее чем-то сродни фатализму и ассоциируя со стопроцентной предопределенностью всех событий и обстоятельств жизни. Это — издержки менталитета, сформированного в отрыве от духовной науки, исключительно на базе материалистического мировоззрения, отрицающего все, что невозможно исследовать методами современной науки. Отсюда и заблуждение.
Закон кармы — это всеобщий вселенский закон причины и следствия, и нынешняя наука его не то что отвергает, а стопроцентно подтверждает. Только пока учёные не имеют методов исследования тонких планов мироздания, цивилизация эпохи Кали ещё не подошла вплотную к тому Знанию, которое полностью преобразит нашу жизнь, прежде всего, представление о мире и о самих себе.
Карма — это непреложная истина, когда любому следствию всегда предшествует причина. У всего есть причина, а том числе и у этого мира. Он не появился просто так, из ниоткуда и не исчезнет в никуда. Так же и события нашей жизни проистекают из причин, их породивших. Древняя духовная наука имела достаточную информацию о множественности миров и наших воплощений в разных телах, поэтому карма в ведическом мировоззрении понимается гораздо шире. Все, что было нами сделано, все наши мысли имеют причину и следствие. Логические цепочки в событиях своей жизни вы можете прследить самостоятельно, как это делать путем регрессивного размышления, я уже писал несколькими постами ранее. Наблюдайте за собой, за каждым своим действием и, особенно, за мыслями — и вы постепенно получите ключ к радикальной трансформации своей жизни.
Традиционно под кармой понимаются преимущественно негативные вещи, хотя на самом деле, если абстрагироваться и посмотреть широко на горизонт событий, мы увидим очевидную полезность любого из них, пусть и причисляемого нами к негативным. Например, успешный бизнесмен в одночасье теряет все свои деньги, бизнес рушится, от него уходит жена, бросают друзья и т.д. Очевидно, для него это — негативный исход. В Индии сказали бы «такая у него карма».
Но постепенно он обнаруживает, что эта вдруг образовавшаяся пустота в жизни, вынужденное одиночество привело его к пониманию того, как именно относились к нему люди, что у него не было настоящих друзей, а жена жила с ним только ради денег, сам он ей был не нужен и не интересен. У него появилось время для того, чтобы обдумать свою жизнь, пересмотреть отношение ко многим вещам. И вот, спустя время он мал-помалу начинает вновь подниматься, за это время встречает пусть одного, но настоящего, истинного друга, который ему помогает во всем. Встречает женщину, которая любит и ценит его, а не его деньги, и становится ему опорой и поддержкой во всем. Он вспоминает о своих родителях и больше бывает с ними, заботится о них, ведь раньше он был постоянно занят… В итоге, спустя некоторое время он с улыбкой и благодарностью вспоминает тот момент, когда все рухнуло, потому что иначе он так бы и жил во лжи и лицемерии, и чем бы это закончилось по мере роста его бизнеса — неизвестно. Как гласит китайская мудрость «Чем выше обезьяна залезла на дерево — тем лучше виден ее зад»:-)
В таком случае «плохая» карма оборачивается очевидным благом, но только в том случае, когда человек делает верные выводы. Тогда карма завершается, и реализуется дхарма, духовное предназначение человека. Иногда мы шутим «плюс в твою карму». Имеется в виду «данная карма для тебя заканчивается». Когда урок выучен и экзамен успешно сдан — нет необходимости сдавать его по новой. В этом смысле карма — некий невыученный ранее урок, неверно сделанный вывод, который имеет последствие а виде негативной тенденции и необходимости ее отработки.
А если, предположим, этот бизнесмен с горя запил или, что и того хуже, подсел на наркотики, связался с дурной компанией, опустился, утратил надежду и веру в себя — это уже карма. Тем самым он создал бы для себя новые кармические обязательства, и в течение остатка этой, а, возможно, и нескольких следующих жизней прорабатывал был этот кармический урок.
Мы подошли к очень тонкому и деликатному вопросу о том, кто всё-таки принимает решение, кто является «делателем» — мы сами или за этим что-то, либо кто-то стоит, некие высшие силы, не поддающиеся нашему пониманию и, тем более, контролю с нашей стороны. Этот вопрос интересует каждого. В Индии есть несколько различных духовных школ, мнения их сторонников часто расходятся. Но в классической ведической философии, основы которой изложены в литературных источниках, прежде всего в «Бхагавад-Гите», главной книге индуизма (учения Санатана Дхармы), в текстах пуран и эпосе Махабхарата, в «Хрониках Патанджали» и «Йога Васиштха», даётся ясное и однозначное толкование того, что под силу человеку, а что — нет.
Продолжение следует…