Йога учит нас искусству жить не в прошлом или будущем, а в настоящем моменте, в вечном «здесь и сейчас», не распыляя свои силы на бесконечное повторение устоявшихся поведенческих схем, свойственных прошлому, тем более, «прошлого не воротишь» и ничего в нем уже не изменишь, не заботиться излишне о будущем, которое еще не наступило.
Именно полноценное проживание данного момента является истинным, все остальное — лишь иллюзорные проекции наших мыслеформ, пустая трата жизненных сил и энергии.
Вспомнился мне один случай из долгого путешествия по Индии: в городе святых Ришикеше, что в индийской штате Уттаракханд, на берегах священной Ганги, есть два подвесных моста, названы они в честь бога Рамы и его божественного брата Лакшмана. Один мост, соответственно, носит название Рамджула, второй — Лакшманджула. Мосты длинные и узкие, шириной не более 1,2 метра. Мосты — единственная возможность перебраться с одного берега реки на другой.
После утренней медитации возвращаемся мы с другом по мосту Лакшманджула, народу на нем, как всегда — толпа, приходится идти медленно, вспоминая пост-советский дефицит и длинные очереди за колбасой, а потом — и за хлебом — тоже.
И вдруг, почти поравнявшись с серединой Ганги, в том месте бурной горной реки, текущей далеко, метрах в 25-30 внизу, видим как люди в ужасе стремительно несутся прямо на нас, испуганные чем-то. В одно мгновение давка становится настолько сильной, что и мне, и другу, остается просто прижаться к перилам, свесившись через них, пропустив поток панически несущейся по узкому мосту толпы. В следующее мгновение наблюдаю такую сцену: в центре моста стало пусто, ни одного человека, и прямо на нас несутся два дерущихся, разъяренных быка! Громко фыркают, трясут рогами, нападая друг на друга, из ноздрей — пена, глаза — красные и безумные… Мы стоим как вкопанные, все еще пребывая в медитативном состоянии. Ни одной мысли в голове, никаких схем действия, просто полное доверие Существованию.
В какой то момент один из быков проносится мимо, пытаясь убежать. второй, догоняя его, вдруг останавливается прямо передо мной, гулко и неровно дышит мне в лицо, крутит головой, увенчанной мощными рогами, и смотрит на меня в упор своими кроваво-красными глазами. Бык явно в ярости и жаждет продолжения драки. Я из состояния медитации спокойно смотрю ему прямо в глаза, не имея никаких ожиданий, — будь что будет, — и тут происходит необычное: бык медленно успокаивается, опускает голову и позволяет нам с другом медленно отойти от перил моста на безопасное расстояние. оставляя позади все еще пыхтящее огромное и сильное животное, только что пребывавшее в состоянии тотальной ярости. Мы неспешно переходим мост и оказываемся на другом берегу Ганги.
Жить в моменте, доверять существованию, быть бдительным и медитативным, — вот чему учат все духовные Мастера. Как показала практика, даже разъяренный бык отступает перед силой Божественного Присутствия. Кому как не Ему, великому Лицедею, устанавливать правила игры (майи) и наслаждаться ее прекрасным исполнением?
Ом!