Ради интереса прошёлся по нескольким турагентство, благо в деревне Саураха они на каждом шагу. Все предлагают одно и то же, одинаковый набор туров и услуг, цены оказались тоже идентичными, с незначительной градацией рупий в 500. За аналогичный дневной пакет трёх видов сафари по нацпарку просили от 6000 до 6500 рупий, столько я и заплатил накануне в отеле. Раньше, судя по информации в Интернете, на форуме Винского, цены были в несколько раз ниже. Так, разрешение на посещение парка стоило 500, а не 2000 рупий, сафари на лодке и пешком — 800 вместо 2000 и т.д. В-общем, и здесь, как повсюду в Индии и Непале, цены неумолимо растут из года в год.
Познакомился с хозяевами агентств и взял их визитные карточки, в будущем пригодится. Возле реки стоит блокпост и бюро пропусков, где можно оформить разрешение на посещение нацпарка, рядом — большая воинская часть за бетонным забором с колючей проволокой. Повсюду множество маленьких частных отелей, кафе и ресторанов. Среди них есть очень уютные, с отличным ландшафтным дизайном и солидной охраной. Значит, сюда приезжают и богатые туристы, ценящие сервис и комфорт. Хотя, конечно, как показывает мой опыт путешествий по странам Азии, не всегда внешнее соответствует внутреннему содержанию. Пока не поживешь с таком номере — не поймёшь как оно есть. Но платить за ночь $150-200… Это не для нас.
Торговая улочка пестрит сувенирными магазинами, даже сюда добралась вездесущая поддельная «пашмина» из Кашмира, продается много бижутерии и скульптурки слоников ручной работы. В-принципе, весь стандартный набор сувенирной продукции здесь имеется. На перекрестке установлен памятник носорогу, а натуральный размер.
Я спрашивал у продавцов в мелких лавках и магазинах, где здесь можно купить фрукты, все указывали на главную улицу, а один из продавцов и вовсе признался:
— Я раньше торговал и фруктами, но по ночам магазины иногда разоряют дикие слоны. Приходят в деревню и шастают в поисках вкусного. После такого набега мой магазин сильно пострадал, с тех пор фруктами не торгую, боюсь.
Вот так! Слоны ходят прямо в деревне, причем дикие. А самое опасное животное в этих местах — это вовсе не тигр или леопард, а именно слон. И ещё носорог.
В итоге я без труда нашел магазин, торгующий фруктами, взял килограмм манго, но здесь они стоят уже не 150, а 180 рупий. Зато есть. И ещё бананов, маленьких, как раз тех, что хотя бы имеют вкус в отличие крупных и безвкусных. Вернувшись в свое временное пристанище, оставил покупки и направился гулять по окрестностям. Напротив увидел памятник слону, через несколько минут прямо перед ним прошествовал огромный азиатский слон с наездником, сидящим под солнцезащитным зонтиком. Очень колоритно выглядит такая картина на фоне проезжающих мопедов и автомобилей. И вообще здесь все очень интересно. За забором, в высокой траве и кустарнике что-то захрустело, я решил посмотреть и несколько изумился увиденному — как ни в чем ни бывало прямо в деревне разгуливает дикий носорог! Одно из опаснейших животных преспокойно щиплет траву в густых зарослях деревьев. Из леса, конечно, не выходит на дорогу, но ещё не вечер. Я вначале по окраске принял его за пасущегося буйвола.
Зашёл на слоновью ферму или, точнее сказать, «слоно-стоянку». За забором из натянутой толстой проволоки с пропущенным по ней током, каждый — под персональным навесом, привязанные к мощным столбам цепями, стоят огромные слоны. Как мне удалось выяснить, этих животных содержат за счёт государственной казны в качестве транспортного средства. Именно верхом на слонах несут службу военные, охраняющие национальный парк Читван! Позже я видел, как одетые в военную форму солдаты верхом на слонах форсируют реку и направляются на патрулирование территории парка.
Слонов здесь кормят, заботятся о них, дрессируют с детства. Но все равно печально видеть животных в неволе, привязанных тяжёлыми цепями к столбам. Всё-таки любая несвобода — это форма рабства. На Андаманских островах, например, слоны тоже официально работают, они занимаются заготовкой леса. Слон — самое экологически безопасное средство перемещения поваленных деревьев из заповедного леса, практически без повреждений грунта и растительности. Посмотрев на печальных работяг, я пошел к реке провожать солнце.
Дойдя до набережной речки, по которой проходит граница нацпарка Читван, приметил тихое местечко у воды, возле таблички с надписью » Внимание! К реке не подходить!» Умылся чистой, теплой речной водой, предварительно посмотрев, нет ли поблизости голодного крокодила:-) Сидя у реки, проводил солнце, торжественно садящееся за заповедный тропический лес под пение птиц и дикий рев слонов, доносящийся откуда-то со стороны деревни. Набережную недавно укрепили, провели серьезные, масштабные работы. На ней установлено множество столиков под традиционными, крытыми соломой зонтиками для защиты от палящего солнца. Повсюду маленькие ресторанчики с примерно одинаковым набором блюд непальской, индийской, китайской и европейской кухни.
После заката подошёл поближе, чтобы посмотреть на купающегося слона, несущего на спине, помимо погонщика, молодую пару. У них, судя по всему, медовый месяц и праздничная фотосъемка. Зверские крики и трубный клич слонов в деревне сменились звуками дискотеки, вездесущим «бум-бум». Мир людей и дикой природы в этих местах встретились друг с другом. Завтра посмотрю как им удается уживаться при столь близком соседстве.