Старенький автобус совсем не туристического класса несся по извилистой горной дороге, истошно сигналя на поворотах и пытаясь обогнать все, что движется. Казалось, водитель хочет оказаться первым в раю, стремительно несясь навстречу неизвестности. Это — восточный стиль вождения, и тут уж ничего не поделаешь. Я занял место сзади, рядом с заспанным непальцем, поставил свой маленький походный рюкзачок на колени и предался приятному ничегонеделанию, созерцая проносящиеся за окнами пейзажи. Через открытые окна в салон врывался свежий горный воздух вперемежку с запахом гари и копоти от натужно ползущих в гору большегрузов.
В проходе лежали многочисленные мешки с рисом, подступы к заднему ряду сидений забаррикадированы кучей тюков с неизвестным содержимым. Люди здесь используют общественный транспорт ещё и как грузовой, для транспортировки любых грузов, причем не только пассажиры, но и водители с кондукторами. Судя по всему, это для них форма дополнительного заработка в виде доставки «попутного груза». Причем, и в туристических автобусах ситуация такая же, просто в них имеются снизу багажные камеры, где и перевозятся тонны продовольствия, запчастей, отделочных материалов и т.д.
До Покхары с меня взяли 200 рупий (116 руб.), при расстоянии в 70 км. это — сущие копейки. Очень порадовало то, что автобус не стоял у каждого столба, кондуктор постоянно высовывался в двери или в окно и громко кричал «Покхара!»; кому надо — тот услышит и запрыгнет на ходу. В одном месте автобус неожиданно затормозил на обочине, вдали от населенных пунктов, почти все пассажиры мужского пола вышли и справили малую нужду тут же, на обочине. Вполне по-непальски, хорошо что хотя бы отвернулись от дороги в отличие от индийцев. Пит-стоп завершился, и мы рванули дальше.
Впрочем, не все так просто, моя радость была явно преждевременной. До Покхары оставалось ещё 30 км., и в каком-то городке большая часть пассажиров вышла, кондуктор и мне показал жестом, что пора выходить.
— Уже Покхара? — Удивился я, глядя на навигатор.
— Нет, в Покхару — следующий автобус. — Объяснил он, указывая на стоящий поблизости ну очень локальный бас? Ко счастью, мне удалось найти место, протиснувшись по узенькому проходу, сев в совсем крохотное кресло, упёршись коленями в спинку предыдущего сиденья. Такие автобусы, наверное, специально выпускают для стран, где население низкорослое и очень худое, даже мне с моей астенической комплекцией и невысоким ростом в 176 км тесно.
Благодаря усилиям кондуктора салон набился под завязку, после чего мы наконец-таки тронулись. В дверь зашла явно разгневанная непальская женщина, кричащая в мобильник, тараторящая с такой скоростью и громкостью, что у меня заложило уши. Отвратительный, истеричный голос строчил что-то явно злословное со скоростью станкового пулемета… И тут мне пришла мысль: «Господи, какое счастье, что я один и никогда не был женат!»? Это сейчас, благодаря практикам йоги я искоренил в себе агрессию, свойственную молодости. Но если бы лет так 15 назад на меня кто-либо так верещал — я бы, наверное, источнику этого визга сразу свернул шею.
Мы останавливались через каждые пару минут, высаживали и подсаживали пассажиров, а мерзкие вопли с заднего ряда сотрясали салон. Предусмотрительные непальцы почти все, не сговариваясь, вставили а уши наушники и погрузились в виртуальный транс, уткнувшись в смартфоны. Мне ничего не оставалось кроме как плотно заткнуть уши пальцами. Но, несмотря на сдавливание ушей до боли, мерзкие крики проникали, кажется, во все уголки Вселенной. М…да, мы пришли в этот мир учиться Любви и Состраданию… Господи, ты создал эту женщину, как все прочее, если у нее есть муж — это, пожалуй, самый несчастный человек на свете, я знаю, в награду за нечеловеческие страдания Ты даруешь ему Просветление уже в этой жизни прежде чем она сведёт его в могилу!
Видимо, вняв моим молитвам, боженька смилостивился, и во внезапно наступившей тишине я увидел, как источник высокоскоростных воплей выходит из автобуса. Аллилуйя! Едем дальше. Оставшиеся 30 километров растянулись на два часа, казалось, мы перевезли за это время как минимум половину жителей Непала. Вот уже и Покхара, знакомые очертания горных склонов, улочки и разноцветные домики. Благодаря навигатору я сориентировался где нужно выходить, потому что автобус сворачивал в сторону с основной дороги.
На знакомой по поездке в пещеры летучих мышей и Махендры остановке сажусь в городской автобус, и всего за 20 рупий с комфортом доезжаю до берега озера Фева, где первым делом купил килограмм спелых манго. Сезон этих вкуснейших фруктов, к сожалению, заканчивается, зато уже поспели личи.