Эта часть пещеры изобилует натечными формами кальцита: во многих местах стены ее покрыты застывшими «водопадами», образованными сталактитами и сталагмитами, здесь много сталагнатов — каменных колонн. С течением тысячелетий вода, просачиваясь по трещинам с земной поверхности, приносила мельчайшие частицы извести, наслаивающейся тончайшими пленочками друг на друга. В результате этого длительного процесса, с одной стороны, выщелачивания, то есть растворения извести, с другой стороны — ее переотложения, кристаллизации, появились удивительные натечные образования, возраст многих из них превышает многие десятки и сотни тысяч лет. Конечно, большинству этот процесс в теории хорошо известен, но я, всякий раз отправляясь во все новые для себя пещеры, не перестаю удивляться красоте и древности этих природных образований.
Гид мне указывал на «слоников» и «гномиков»; как и во всех сталактитовых пещерах, людям свойственно фантазировать и давать название этим нерукотворным кальцитовым скульптурам. Но я всегда вижу в них красоту и величие Творящего силою божественной мысли, великолепие форм и красок. Свод пещеры стал совсем высоким, а пол ушел далеко вниз, где зияет глубокий провал. Мы спустились по лестницам, закреплённым на скользком, крутом склоне, на дно огромного вертикального зала; в свете фонаря, далеко наверху висят вниз головой летучие мыши, характерный запах их фекалий исходит от пола пещеры. Ещё ниже ведёт провал, но туристов туда не водят — опасно. Снизу слышен шум подземного водопада.
— Под нами течет водный поток, судя по звуку? — Спрашиваю молчаливого гида.
— Да, там целая река с водопадами. — Отвечает он.
Некоторые, особо любопытные летучие мыши срываются с мест своего дневного убежища и пытаются пикировать на свет наших фонарей. Пройдя немного в сторону, обнаруживаем ещё одну подземную галерею, стены которой покрыты «кораллитами» — напоминающими кораллы по форме кристаллическими сростками кальцита. Здесь проходимая часть пещеры заканчивается, впереди — стена, из которой, застыв навеки, на нас устремляется окаменевший водопад!
Мы поворачиваем обратно, гид предлагает мне воспользоваться веревпой, а не идти по лестнице. Взбираюсь по скользкому кальцитовому «водопаду» и, попав в большой зал, не могу удержаться от соблазна пропеть мантру. Получив согласие гида, пою «Ом Намах Шивайе», гулким эхом распространяющееся по подземным лабиринтам священной пещеры. Рядом, среди каменных колонн, в полости, напоминающей круглую комнату для медитации, установлен шивалингам и посох Шивы, символизирующий триединство миров: созидание (Брахма), сохранение и созерцание (Вишну), мудрое разрушение (Шива).
Подойдя а входному гроту в пещеру, вижу своеобразный алтарь, на котором роль изображений выполняют сталагмиты, присыпанные красной охрой и обвязанные оранжевыми лентами. Необычное место…от пещеры не хочется уходить. По древней индуистской традиции звоню в один из колокольчиков и, поблагодарив гида за долготерпение, медленно бреду по ступеням вниз.
Кстати, ранее, при сборе материала о пещере Сиддха на просторах Интернета, мне не попалось достойных фотографий ее внутреннего каменного убранства. Непонятно было, что же там внутри. Поскольку в пещере не проведено электричество и нет освещения, люди попросту не могут ничего снять, разве что кроме входа. Мне, благодаря помощи гида с его фонарем, мощному светодиоду, вмонтированному в смартфон, и возможностям фотокамеры, удалось сделать серию снимков, пожалуй, первых из тех, что дадут будущим посетителям представление о пещере. Надеюсь в следующий раз снять и большие залы, для чего необходим комплект из нескольких синхронизируемых с пульта фотовспышек.
Пройдя немного вниз, я присел на каменные плиты сонастроиться с энергетикой жаркого горного дня. После посещения пещеры требуется некоторое время, чтобы прийти в себя…