Лагерь тибетских беженцев» — это скорее поселение, городской квартал, где компактно проживают выходцы из Тибета, начиная с 1951 года вынужденно бежавшие в Непал во время начала оккупации войсками Китая территории независимого тибетского государства. Сейчас поселок живёт своей жизнью, семьи тибетцев, не теряя надежду на возвращение Тибету независимости, занимаются повседневными делами, работают везде, где удается найти применение своим способностям и талантам.
Есть здесь выставочный центр, в котором представлены материалы о зверствах китайских военных, о роли международного сообщества в помощи беженцам из Тибета. В центре помещения установлена буддистская мандала, изготовленная из разноцветного песка. Пожалуй, это — единственный позитивный экспонат, вселяющий оптимизм. И ещё — портрет неизменно улыбающегося Далай Ламы… Мы внимательно изучили все представленные в зале материалы, включая выдержки из описаний пыток, которым подвергались заключённые тюрем Поднебесной, выступавшие за независимость Тибета.
По соседству расположены действующие мастерские, где пожилые тибетские женщины демонстрируют процесс ковроткачества. Одна их них, беспрерывно повторяя мантру, прядёт, используя веретено, вторая готовит тонкие нити к дальнейшей работе, третья, сидя за ткацким станком, создаёт конечный продукт — симпатичный коврик с изображениями забавных бычков-яков. Фотографироваться тибетские дамы не любят, потому пришлось договариваться с ними. У некоторых народов есть поверие о том, если кто-то получает ваше изображение — он забирает вашу жизненную энергию. В Тибете люди очень набожны, я в этом неоднократно убеждался во время своих путешествий по Тибетскому плато.
Следующий пункт посещения — выставка-продажа ковровых изделий, на которой есть чему удивиться даже не обладая большими познаниями в технологии ковроткачества. К тому же, увидев накануне насколько это трудоемкая и кропотливая работа, остаётся лишь удивляться усидчивости и долготерпению мастериц, руками которых создаётся эта красота. В мотивах изображений на коврах узнаются пейзажи Тибета, древние храмы, буддистские монастыри-гомпы, сценки из жизни тибетцев, священные знаки-обереги и мандалы.
Стоило подойти к магазинчикам, предлагающим разнообразные украшения ручной работы — и мы буквально «залипли» на всей этой вроде бы простой, но такой удивительной красоте. Чего здесь только нет: малы-бусы, нагрудные украшения, браслеты, перстни, кольца, серьги, мандалы, тибетские поющие чаши, колокольчики, головные уборы, тканые фартуки, маски чудовищно-прекрасных божеств, демонов и духов, ножи и многое другое.
Есть что-то особенно привлекательное во всем этом многообразии форм, некая энергетика, свойственная тибетским украшениям с их кажущейся излишней яркостью, необычной цветовой гаммой. Тот, у кого в душе живет Тибет, или, по крайней мере, глубинные, на уровне подсознания, воспоминания о прошлых инкарнациях в Тибете — тот никогда не пройдет мимо таких изделий.
Пока туристы выбирали украшения, я разговорился с одной из женщин, торгующей украшениями ручной работы. Она долго рассказывала мне о судьбе своей семьи, о незабываемой личной встрече с Далай-ламой. Мы обменялись контактами и, конечно, я просто не мог не взять хотя бы один тибетский браслет, изготовленный ее руками. Как оберег, на счастье. Кстати, когда я спросил, вернется ли она домой, в Тибет, где родилась и выросла, с случае, если он снова получит независимость, собеседница с энтузиазмом ответила:
— Конечно вернусь, это же мой дом, земля моих предков!…
На территории поселения построена небольшая буддистская ступа, действует монастырь, школа и даже ресторанчик, предлагающий блюда тибетской национальной кухни.