Два стремительных горных потока, берущих начало высоко в Гималаях, от ледников обители самого господа Шивы, соединяются в этом месте, дают начало самой священной реке на Земле — Ганге. Живая богиня несет свои всеочищающие воды через земли Индии, дает жизнь несметному множеству живых существ.Ганга — больше чем река, вода, материя, она — Всеобъемлющая божественная любовь, Мать сущего. На ее святых берегах живут в пещерах садху — аскеты, посвятившие остаток своих дней в земном воплощении служению единой Истине, в ее водах стирают белье, купаются, совершают ежедневные ритуальные омовения, вечерами ее украшают миллионы свечей и цветов, приносимых в дар благодарными людьми. В ней отражаются величественные храмы, где с раннего утра и до позднего вечера звучат мантры, во время пуджи (приношения даров Матери Ганге), яркие огни, вспыхивающие в священных сосудах пуджари и погребальные костры, уничтожающие бренную плоть, дарующие вечным душам долгожданное освобождение. Ганга прекрасна, она искрится бликами, брошенными лучами восходящего солнца, отражает по ночам яркие звезды, ласкает слух отшельников, дарует прохладу в жаркий полдень.
Девапрайяг — то место, откуда начинается Ганга, именно сюда пришел господь Рама после грандиозной победы над силами зла, уничтожив демона Равану, похитителя своей божественной супруги Ситы. Но Равана был сыном брамина, даже Господь счел необходимым совершить долгие очистительные ритуалы чтобы замолить большой грех — убийство представителя высшей касты священнослужителей, явив всем людям пример великого послушания и праведности, почитания основ ведической традиции.
Вдоволь поплавав в кристально чистой, ледяной воде Ганги, выбираюсь на гхат — каменные ступени, и наслаждаюсь теплом, даруемым ярким полуденным солнцем. В воде резвятся многочисленные рыбины, как будто что-то ждут. И действительно, вскоре к реке спускается старец в одеждах шафранового цвета, молчаливо присаживается рядом, в углублении между камней замешивает тесто из принесенной муки и святой воды. Когда кашица становится густой, он маленькими кусочками кидает ее в воду, тотчас же отовсюду к нам устремляются огромные рыбины, с благодарностью и свойственной им жадностью принимая дары святого. Покормив рыбин, старец, не произнося ни слова, уходит в свою пещерную обитель.
Вскоре местные ребята, пришедшие совершить ритуальное омовение, рассказывают мне об этом человеке:
— Баба, — так в Индии называют святых отшельников, — каждый день приходит в одно и то же время и кормит рыб. Это его ежедневная духовная обязанность, он следует своему Пути с великой тщательностью, не имеет значения ни погода, ни время года, ни его состояние.
— Осмелюсь спросить, в Ганге много рыбы, но я никогда не видел чтобы кто-то ее ловил и тем более ел, это традиция?
— Конечно. — отвечают они, — в священной реке запрещено ловить рыбу и питаться любыми ее обитателями. Ведь сам Господь из милости к людям даровал нам такое счастье — лицезреть изначальную Красоту, струящуюся от Его лотосных Стоп, — ответил один из парней…
Ом Шри Маха Ганга Деви Намаха… (санскр. «Великая Божественная Ганга, прими мой почтительный поклон»).