Тибетский метод избавления от обид

Продолжаю рассказ о своей духовной работе, сегодня — о том, как избавиться от обид. С детства нам в душу западает множество впечатлений, порой не самых приятных. Я, например, прекрасно помню как прятался в шкафу после наказаний за непослушание. Иногда для того, чтобы скрыться от возмездия взрослых. Наверное, отсюда у меня склонность к спелеологии, исследованию пещер😊 Подземелье, и вообще маленькое замкнутое, темное пространство для меня стало символом безопасности и укрытием от наказания. Но вот обид из детства у меня нет, они полностью проработаны и не оставили негативных воспоминаний. Не только из детства, я последовательно работаю над всеми теми обидами, что исподволь закрались в самых потаённых уголках ума и никак не хотели его, это чёрное подземелье, покидать.

Как и всех нас, меня когда-то обманывали, подставляли, предавали, бросали и много чего ещё делали такого, что оставляет после себя чувство обиды на несправедливо поступивших в мой адрес. Как-то мне попалась замечательная книга тибетского духовного учителя Согьяла Ринпоче «Тибетская книга жизни и смерти» (не путать с мистической «Бордо Тхедол» — Тибетской книгой мертвых). В то время я был очень увлечен тибетским буддизмом и некогда тайными духовными практиками, самая мощная из которых как раз раскрыта автором книги. Речь идёт об учении дзогчен, тибетской духовной науке. Согьял Ринпоче приводит практические методы духовной работы, помогающие настроить себя на самые высокие вибрации, последовательно избавляясь от негативных аспектов ума.

Среди прочих, в дзогчене есть практика медитации, направленная на прощение (отпускание обид). Если кратко, то суть ее такова: медитатор располагается в удобной позе и входит в состояние тишины. Затем мысленным усилием проникает в глубины своего существа и вскрывает ту или иную обиду, засевшую глубоко внутри, вслед за ней — конкретного человека, ставшего ее причиной. Затем представляет образ этого человека, как будто он находится рядом, прямо перед ним, после чего проводит мысленное «отпускание», то есть «расцепляется» с этим человеком. Здесь важно искреннее стремление избавиться от обиды и от негативных воспоминаний, связанных с тем или иным человеком, чтобы очиститься и освободить себя для дальнейшего движения вперёд.

Причем, визуализация причины обиды, либо человека, нанесшего обиду, сопровождается искренним признанием своей неправоты по отношению к нему/ней, медитатор мысленно извиняется за то, что хранил негативную энергетику, направленную в адрес этого человека, и прощает его/ее — тоже. Таким образом производится полное «отпускание», как бы разрушение связи между объектом и субъектом. Причем, неважно, жив этот человек или его уже давно нет в этом мире, сие не имеет никакого значения. При должной усидчивости и регулярной практике можно вытащить из самых потайных уголков своего ума такие обиды, о которых не имел ни малейшего представления, даже не задумываясь о том, насколько много в тебе накопилось загрязнений.

Сознание рядового человека эпохи Кали, не занимающегося духовным самосовершенствованием — это такая жуткая информационная, энергетическая помойка с горами мусора/загрязнений, накопленных не только за эту жизнь, нынешнее воплощение, но и за все предыдущие… Пока не начнёшь с этим работать, даже не представляешь насколько плоха ситуация. Неудивительно, что людям так тяжко жить, ведь любая обида доставляет боль, отравляет не только настоящее, но и будущее, потому что людям свойственно бесконечно повторять одни и те же модели поведения, строить будущее исключительно на базе предыдущего опыта, не внося ничего нового.

Это и есть сансара — «духовная тюрьма», в которой наша вечная бессмертная, божественно прекрасная душа вынуждена вращаться в течение множества инкарнационных циклов. Нельзя пенять на Бога, дескать это Он не милостив, или (что ещё глупее) отрицать Его существование по причине якобы отсутствия высшей помощи и поддержки. Мы же сами не хотим расставаться со своим страданием, с теми тенденциями собственного ума, которые нас и удерживают в колесе сансары, в мучительной череде перерождений.

Итак, подводя итог сказанному… Обида — одна из негативных тенденций ума, имеющая внутреннюю, духовную причину, это — неверный отклик на внешние раздражители, призванные продемонстрировать нам пути выхода из духовной «тюрьмы».